Бей
первым, Фредди…
Слэшер Ронни Ю - смесь "Кошмара на улице Вязов" и "Пятницы, 13-е"
Вот уже четыре года
на улице Вязов никому не снятся кошмары. Детский страх исчез из
рациона поседевшего Крюгера, и он начал становиться форменным безработным.
В случае с ним главный идеалист предыдущих столетий Джордж Беркли
оказался прав: если тебя никто не помнит - ты и не существуешь.
Чтобы вернуть к себе
былое внимание, Фредди призывает на помощь из глубин ада другого
преждевременно сгинувшего работника ножа и топора - голкипера Джейсона
Вурхиса.
Джейсон воскрешает
старый страх в жителях улицы Вязов, и Фредди возвращается. Но двум
титанам-потрошителям быстро становится тесно в маленьком городишке.
Едва Фредди соберётся зарезать очередную заснувшую школьницу, Джейсон
уж тут как тут - с упоением крошит её своим мачете.
Ясно, что Крюгер недолго
станет терпеть вульгарный подход голкипера - их собственное столкновение
в фильме неминуемо. Когда приходит этот момент, детишки в кадре
отодвигаются на второй план, ибо драка двух культовых монстров -
штука действительно потрясающая!
Свежая идея столкнуть
клыками популярных анти-персонажей кино родилась не в глубинах Голливуда,
и касалась вовсе не Фредди с Джейсоном. Поначалу это был игровой
проект - несколько лет назад компьютерщики сваяли приключенческий
3D-экшн "Alien vs Predator", наделавший много шума в game-индустрии.
Успех компьютерный игры побудил продюсеров задуматься о киновоплощении
подобного замысла. Но пока проект "Чужой против хищника" набирал
обороты, другая команда кинематографистов быстро склепала новый
убийственный слэшер, стравив друг с другом Фредди с улицы Вязов
и Джейсона с Кристального озера.
Фильм, ставший первой
ласточкой в череде картин-дуэлей, где сводятся известные киноперсонажи
прошлых лет (не считая готического боевика "Другой мир", где вампиры
дерутся с оборотнями), получился на удивление хорошим. Модный режиссёр
Ронни Ю лихо расправился с задачей, сняв крепкий и стильный ужастик,
не дающий расслабиться ни на минуту. И это в век засилья дешёвых
триллеров, напрочь отучивших зрителя бояться происходящего на экране!
Фильм получился похожим
на все серии "Кошмара на улице Вязов" и не похожим на "Пятницу,
13", но изобилующим отсылками к мифологии обоих слэшеров. Плюс фильма
в его динамике: затяни Ронни Ю традиционный сюжет с рубиловом подростков
в начале - и лента грозила стать скучной, особенно для искушённого
зрителя. Годы с дешёвыми "пугалками" не могли пройти для нас даром:
мы уже не боимся ни крови, ни внутренностей, только улыбаемся шире.
Но ко второй половине фильма избитый сюжет становится фоном, оттеняющим
гениальность идеи "versus": мочилово Фредди и Джейсона оказывается
настолько искромётным, что хочется аплодировать каждой схватке.
Щуплый погорелец Крюгер
демонстрирует кошачью ловкость, стремясь уложить здоровяка Вурхиса.
А голкипера, кажется, не заботит, кто перед ним - малолетняя девочка,
обкуренный школьник или заклятый коллега и сосед по адскому общежитию:
на всех обрушивается неумолимый удар мачете. В яростном поединке
этих двоих отобразился давний спор идеалистов с материалистами.
Что первично: реальность окровавленного мачете или натуральный цирк-шапито,
в который Фредди превращает последние сны своих жертв? Что страшнее:
чувство страха или сам страх? Поединок молчаливого голкипера и артиста
зла Крюгера не даёт однозначного ответа: открытый финал означает
свободу трактовок и неизбежность сиквела. То и другое одинаково
хорошо.
В фильме есть несколько
хитовых моментов, которые одновременно вызывают восторг и мурашки
по коже. Это, к примеру, сцена, где Джейсон рубит напополам парня,
вколовшего ему транквилизатор; или момент, когда Крюгер отсекает
голкиперу пальцы; или когда самому Крюгеру сносят изувеченную башку
- крутого насилия в кадре хватает.
По количеству крови
на квадратный сантиметр плёнки "Фредди против Джейсона" спорит даже
с японизированным опусом Тарантино "Убить Билла". То, что тарантиновский
фильм серьёзнее, его не выручает, ведь в обоих лентах сюжет разворачивается
не в реальном мире, а в какой-то иной - кинореальности - где полиция
беспомощна, главные герои стократно превосходят умением число врагов,
и в принципе возможно всё.
В связи с этим напрашиваются
довольно серьёзные даже для продвинутого слэшера размышления. Всё
дело в том, что кино уже не то, каким было раньше. Применяя экономическую
терминологию, рынок продавца превратился в рынок покупателя - не
мы нынче ходим в кино на всё, что предложат студии, а кино ходит
за нами по пятам и зазывает в гости. Просто его стало слишком много.
И наличие в фильме очередного зубодробилы а-ля Арнольд перестало
быть гарантией кассовых сборов.
В жестокой конкурентной
борьбе за зрительское внимание и любовь побеждают те фильмы, которые
сумели нас чем-то поразить, оставили незарастающий след в нашей
памяти. Отсюда и заигрывания со зрителем известных кинопродюсеров:
экранизации всяческих vs-фильмов, комиксов, продолжений хитовых
картин и пр. Но рекламная пена через годик спадает, а "Матрица"
остаётся. А всё потому, что составляющих у хорошего кино должно
быть много.
Разумеется, в каждом
жанре свои законы, потому что жанр - это обещание. Когда зритель
идёт на слэшер, он знает, что в фильме будут кровь, жертвы и хоррор.
Но их наличие там не должно предопределять отсутствие других элементов
хитовых картин! "Фредди против Джейсона" стал практически воплощением
своего жанра - давно не выходило столь крепких и динамичных ужастиков
с полным набором любимых зрителем фишек: фонтанами крови, обилием
чёрного юмора, горами трупов, мрачной музыкой и непрерывным действием.
В 80-е такое кино поразило бы мир - определённо! Но современному
слэшеру для культовости не хватает идеи - той самой, которая должна
лежать в основе сценария и быть большой древней черепахой, на спине
у которой дрейфуют по зрительским душам все прочие элементы продвинутого
кино.
|