Миссия "Серенити"
Хитмен
D.O.A.
Зло есть выражение страсти.
/Ганнибал Лектер/

Бей первым, Фредди…

Слэшер Ронни Ю - смесь "Кошмара на улице Вязов" и "Пятницы, 13-е"

 

 

Вот уже четыре года на улице Вязов никому не снятся кошмары. Детский страх исчез из рациона поседевшего Крюгера, и он начал становиться форменным безработным. В случае с ним главный идеалист предыдущих столетий Джордж Беркли оказался прав: если тебя никто не помнит - ты и не существуешь.

Чтобы вернуть к себе былое внимание, Фредди призывает на помощь из глубин ада другого преждевременно сгинувшего работника ножа и топора - голкипера Джейсона Вурхиса.

Джейсон воскрешает старый страх в жителях улицы Вязов, и Фредди возвращается. Но двум титанам-потрошителям быстро становится тесно в маленьком городишке. Едва Фредди соберётся зарезать очередную заснувшую школьницу, Джейсон уж тут как тут - с упоением крошит её своим мачете.

Ясно, что Крюгер недолго станет терпеть вульгарный подход голкипера - их собственное столкновение в фильме неминуемо. Когда приходит этот момент, детишки в кадре отодвигаются на второй план, ибо драка двух культовых монстров - штука действительно потрясающая!

 

Свежая идея столкнуть клыками популярных анти-персонажей кино родилась не в глубинах Голливуда, и касалась вовсе не Фредди с Джейсоном. Поначалу это был игровой проект - несколько лет назад компьютерщики сваяли приключенческий 3D-экшн "Alien vs Predator", наделавший много шума в game-индустрии. Успех компьютерный игры побудил продюсеров задуматься о киновоплощении подобного замысла. Но пока проект "Чужой против хищника" набирал обороты, другая команда кинематографистов быстро склепала новый убийственный слэшер, стравив друг с другом Фредди с улицы Вязов и Джейсона с Кристального озера.

Фильм, ставший первой ласточкой в череде картин-дуэлей, где сводятся известные киноперсонажи прошлых лет (не считая готического боевика "Другой мир", где вампиры дерутся с оборотнями), получился на удивление хорошим. Модный режиссёр Ронни Ю лихо расправился с задачей, сняв крепкий и стильный ужастик, не дающий расслабиться ни на минуту. И это в век засилья дешёвых триллеров, напрочь отучивших зрителя бояться происходящего на экране!

 

Фильм получился похожим на все серии "Кошмара на улице Вязов" и не похожим на "Пятницу, 13", но изобилующим отсылками к мифологии обоих слэшеров. Плюс фильма в его динамике: затяни Ронни Ю традиционный сюжет с рубиловом подростков в начале - и лента грозила стать скучной, особенно для искушённого зрителя. Годы с дешёвыми "пугалками" не могли пройти для нас даром: мы уже не боимся ни крови, ни внутренностей, только улыбаемся шире. Но ко второй половине фильма избитый сюжет становится фоном, оттеняющим гениальность идеи "versus": мочилово Фредди и Джейсона оказывается настолько искромётным, что хочется аплодировать каждой схватке.

Щуплый погорелец Крюгер демонстрирует кошачью ловкость, стремясь уложить здоровяка Вурхиса. А голкипера, кажется, не заботит, кто перед ним - малолетняя девочка, обкуренный школьник или заклятый коллега и сосед по адскому общежитию: на всех обрушивается неумолимый удар мачете. В яростном поединке этих двоих отобразился давний спор идеалистов с материалистами. Что первично: реальность окровавленного мачете или натуральный цирк-шапито, в который Фредди превращает последние сны своих жертв? Что страшнее: чувство страха или сам страх? Поединок молчаливого голкипера и артиста зла Крюгера не даёт однозначного ответа: открытый финал означает свободу трактовок и неизбежность сиквела. То и другое одинаково хорошо.

В фильме есть несколько хитовых моментов, которые одновременно вызывают восторг и мурашки по коже. Это, к примеру, сцена, где Джейсон рубит напополам парня, вколовшего ему транквилизатор; или момент, когда Крюгер отсекает голкиперу пальцы; или когда самому Крюгеру сносят изувеченную башку - крутого насилия в кадре хватает.

По количеству крови на квадратный сантиметр плёнки "Фредди против Джейсона" спорит даже с японизированным опусом Тарантино "Убить Билла". То, что тарантиновский фильм серьёзнее, его не выручает, ведь в обоих лентах сюжет разворачивается не в реальном мире, а в какой-то иной - кинореальности - где полиция беспомощна, главные герои стократно превосходят умением число врагов, и в принципе возможно всё.

В связи с этим напрашиваются довольно серьёзные даже для продвинутого слэшера размышления. Всё дело в том, что кино уже не то, каким было раньше. Применяя экономическую терминологию, рынок продавца превратился в рынок покупателя - не мы нынче ходим в кино на всё, что предложат студии, а кино ходит за нами по пятам и зазывает в гости. Просто его стало слишком много. И наличие в фильме очередного зубодробилы а-ля Арнольд перестало быть гарантией кассовых сборов.

В жестокой конкурентной борьбе за зрительское внимание и любовь побеждают те фильмы, которые сумели нас чем-то поразить, оставили незарастающий след в нашей памяти. Отсюда и заигрывания со зрителем известных кинопродюсеров: экранизации всяческих vs-фильмов, комиксов, продолжений хитовых картин и пр. Но рекламная пена через годик спадает, а "Матрица" остаётся. А всё потому, что составляющих у хорошего кино должно быть много.

Разумеется, в каждом жанре свои законы, потому что жанр - это обещание. Когда зритель идёт на слэшер, он знает, что в фильме будут кровь, жертвы и хоррор. Но их наличие там не должно предопределять отсутствие других элементов хитовых картин! "Фредди против Джейсона" стал практически воплощением своего жанра - давно не выходило столь крепких и динамичных ужастиков с полным набором любимых зрителем фишек: фонтанами крови, обилием чёрного юмора, горами трупов, мрачной музыкой и непрерывным действием. В 80-е такое кино поразило бы мир - определённо! Но современному слэшеру для культовости не хватает идеи - той самой, которая должна лежать в основе сценария и быть большой древней черепахой, на спине у которой дрейфуют по зрительским душам все прочие элементы продвинутого кино.

 

Versus
Hosted by uCoz