Последнее приключение
человечества
"AVP" выводит два
киносериала из русла конфронтации с людьми
Картине "Чужой против
Хищника", недавно вышедшей в российский прокат, больше всего мешает
развернуться "детский" рейтинг PG-13 - жёлтой и зелёной крови много,
а вот красной, кажется, нет вообще. Самые Свирепые Эпизоды, призванные
разжечь в нас драйв, - затемняются-заменяются отводящейся камерой.
Образцово-показательно гибнут только чужие с хищниками - но они
как зверские зверюшки и воюют зверски.
Действие нового фильма
Пола Андерсона разворачивается в наши дни. Спутник корпорации "Вэйланд"
фиксирует странное тепловое излучение на одном из островов среди
ледового шлейфа Антарктиды. Компьютерщикам корпорации удаётся смоделировать
объект, излучающий тепло: им оказывается таинственная пирамида,
несущая в себе черты всех древних культур востока и запада. Президент
корпорации Чарльз Бишоп Вэйланд, известный как "пионер современного
роботостроения", спешно направляет в Антарктику группу учёных-археологов,
чтобы первым возвестить миру о сенсационном открытии.
Но в пирамиде учёных
ждёт не тайна происхождения человечества, а закованная в цепи королева
чужих, откладывающая яйца. Кроме людей, туда спешат юные хищники
- чтобы мордой к морде встретится с чужими, которым предстоит произойти
из тел-коконов несчастных археологов.
Такое случается раз
в сто лет - молодые хищники проходят обряд инициации. Чтобы стать
воинами, им требуется очистить пирамиду от чужих, победив их взрослых
хвостатых особей - только тогда они будут готовы к настоящей охоте
и победам. Но порой всё идёт не так, как запланировано…
Первое, на чём ловишь
себя во время просмотра - люди тут достаточно условны. Кто бы это
ни был - моложавые археологи или одряхлевшие бомжи, отряд капитана
Миллера или толпа агентов Смитов - они нужны лишь затем, чтобы дать
жизнь чужим, чтобы схема заработала. Главный интерес представляют
собой хищники и чужие.
И здесь таится причина,
по которой многие зрители вышли из кинотеатра разочарованными: несмотря
на солидный бюджет (60 млн. $), Андерсону явно не хватило денег
на спецэффекты.
Хищники и чужие слишком
тяжеловесны и медлительны в схватках из-за применения физических
моделей. Чуть больше ловкости и изящества этим убедительным пришельцам
- и фильм превратился бы в шедевр обоих киносериалов. Какой спецэффект
в фильме чудо как хорош? Стремительный прыжок хищника и удар копьём
в голову королевы с изящным поворотом туловища - всё это сделано
на компьютере. И эта ловкость теряется во всём из-за недостатка
средств и физических моделей. До абсолютной реальности монстряг,
как в "Парке юрского периода", не хватило какой-то мелочи.
Вообще-то в фильме
немало спецэффектов и убийственных страстей, но за отметку "восторг"
впечатления зашкаливают лишь в редких нескольких моментах.
Это тем более обидно,
что, несмотря на очевидные lapsusы, сюжет фильма практически безупречен.
Полу Андерсону удалось гениально связать мифологии двух франчайз
и развить их почти на длину предыдущих фильмов.
Судите сами.
Все прежние части той
и другой трэнд-марки намертво привязывались к человечеству, против
которого точили когти и копья представители инопланетных рас. Андерсон
поставил людей по отношению к пришельцам в положение мебели - есть
они или нет, после рождения чужих уже никого не волнует.
Чтобы понять сюжет,
надо задавать правильные вопросы.
Почему хищники прилетают
"инициироваться" всего раз в сто лет? Применив логику, можно нарисовать
следующую картину. Как цивилизация, освоившая межзвёздные перелёты,
хищники должны быть очень высокоразвитыми. Поэтому их продолжительность
жизни, весьма вероятно, во много раз превосходит человеческую. Соответственно,
их период взросления тоже не маленький, - а значит, период в сто
лет для них элементарно естественен. Что же касается медленного
шага воспроизводства численности, то хищники, возможно, компенсируют
его частотой рождаемости (вопрос года: как размножаются хищники?).
То есть не одна земля выбрана базой для проведения инициаций - таких
планет должно быть сотни, тысячи на обитаемый космос.
Сама концепция инициации
хищников путём победы над чужими наводит на определённую мысль.
Как было сказано, обряд инициации иногда заканчивается трагически
- и тогда хищники гибнут, уничтожая вместе с собой чужих. Какая
разумная раса позволит своему молодому поколению, вырастающему раз
в сто лет, нелепо погибать во время "охотничьих тренировок"? Обряды
возникают не на пустом месте - и такая инициация, вероятно, определена
необходимостью выживания вида в жёстких условиях столкновения с
чужими. В космосе идёт война, и хищникам нужно мобилизовать все
силы, чтобы защитить себя от уничтожения - вот что следует из идеи
Андерсона. Этим объясняется военизированность их культуры, плохо
коррелирующая с такой высокой организацией. А люди лишь подручный
инструмент для двух инопланетных рас, враждующих между собой тысячи
лет.
Эта назойливая мысль
всё время терзает во время просмотра.
Что если вообще убрать людей из кадра - был бы потрясающий фильм.
Абсолютно иной (эту бирку, помнится, безуспешно пытались наклеить
на "Ночной дозор"). Фильм о столкновении двух цивилизаций, пересекающихся
с человечеством только случайно, и о том, как происходит это столкновение.
Созерцательный и философский - ибо дорогого стоит полюбоваться на
фильм без антропоцентрических амбиций.
Следующая часть "AVP",
может быть, предоставит нам эту возможность - ну а та, что есть,
на неё только намекает. Но намекает убедительно и мощно!
Самое главное, что
Андерсон дал мифологии обоих киносериалов - это пересмотр роли хищников
в противостоянии трёх рас. У писателя Орсона Карда есть интересная
классификация чужеродности, описанная в "Ксеноциде": разумные расы
делятся на способные к мирному сосуществованию и стремящиеся всех
уничтожить - раман и варелез. Мы всегда думали, что хищники - варелез,
что они непримиримо-смертоубийственно уничтожают людей. А оказалось,
они - раман, вынужденные постоянно тренировать свою способность
к убийству, чтобы элементарно выжить. Этим и объясняется своеобразный
"кодекс чести" охотников, не позволяющий им убивать беременных женщин,
детей и больных, - они не стремятся к убийству. "Враг моего врага
- мой друг", - соображает Лекс и отдаёт лучевой пистолет уцелевшему
хищнику. Её разумность и сохранила ей жизнь в конечном итоге.
Кроме шедевр-концепции
о связи чужих и хищников, в картине Пола Андерсона увлечённый зритель
найдёт ещё множество приятных мелочей. Красоты луны и заснеженных
пейзажей вкупе с северным сиянием, которое я в кино вижу впервые,
подчёркивают, как ни странно, реальность происходящего. Природа
совершенна - это мы можем наблюдать, просто выйдя на улицу, а также
в любом реалистичном кино. А кто в жизни этого не видит, тот и в
фильме нипочём не заметит.
Нетривиальность некоторых
решений по развитию сюжета тоже добавляет реализма. С момента "знакомства
с персонажами" даже слепой чувствовал, что намечается роман между
Лекс и археологом-итальянцем. Но итальянец погиб, и Лекс его не
спасла - это оч-чень хор-рошо. Другой такой момент был, когда один
из археологов очнулся подвешенным в "чужепаутине" перед яйцом с
фейсхаггером. Он успел дотянуться до пистолета и пристрелить тварь,
прежде чем она набросилась на его ротик, - в фильме-чудесных-спасений
этим бы дело и кончилось. Но камера отъезжает назад - и мы видим
десятки яиц с фейсхаггерами. Выстрелы, вопли - всё конечно. Это
показывает и юмор, и серьёзность Андерсона в деле развития реализма
кроссовера на уровне предыдущих частей обоих фильмов.
Лично для меня было
радостно найти в режиссёре родственную душу по части любви к "Х-файлам":
название судна "Пайпер Мару" и трескающийся лёд под ногами бегущих
героев говорят сами за себя.
Приятная мелочь также
то, что Андерсон догадался персонифицировать по одному бойцу из
чужих и хищников шрамами. Замечателен чужой с башкой в кровавую
сеточку - но не менее замечателен и хищник с зарубкой-меткой на
шлеме. Мелочи - один из тех факторов, что здесь рождают восторг.
И хотя здесь уже и
так полно всего понамешано, добавим напоследок маленькую ложечку
дёгтя. Два вопроса, оставшиеся непрояснёнными, терзают моё сердце
челюстями чужих.
Во-первых, как так
получилось, что китобои девятнадцатого века, забравшись в Антарктиду,
из всех возможных мест для строительства посёлка выбрали именно
ложбинку над древней пирамидой?
Во-вторых, не собирается
ли Андерсон превратить рождённый им франчайз в историю о мутации
наподобие его "Обители зла"? Финальный эпизод с уродцем, пробившим
грудь хищника, напомнил мне все отвратительные фильмы о мутантах
от "Чужого: воскрешения" и "Джейсона Х" до генетических фокусов
"Другого мира". Мало того, что в киновселенной от скрещения двух
существ ещё не родилось ни одной удачной твари, так этот эпизод
к тому же нелогичен. Напомню, что в третьей части "Чужого" монстр
появился на свет из тела собаки - и ничего, не "особачился". Так
почему ж из тела хищника обязательно должен выйти чужехищник, а
не обычный чужой, - что за долбоёбский парад?
Забыв об этом, резюмирую:
фильм Пола Андерсона вышел потрясающим, несмотря на редкие недочёты.
Серьёзные кассовые сборы (112 млн. $ на 1 ноября) обещают скорое
продолжение истории, которое, я хочу надеяться, будет абсолютно
иным.
Без поднадоевших людей.
|