Двое в лодке
"Мечта
Кассандры" Вуди Аллена про отсутствие выбора
Невыносимо!
Милан Кундера о легкости бытия
Два непохожих друг на друга
брата влипли в похожие проблемы. Прожектёр Иэн встретил девушку
своей мечты – актрису стильных форм и вольного нрава, и ему нужно
срочно оплатить созданную для неё иллюзию своей успешности и
владения «парочкой отелей». Игроку Терри срочно нужно расплатиться
за иллюзию собственной удачливости и не подводящей его интуиции
ценой в 90 тысяч фунтов.
Пожилой отец со скомканным лицом
неудачника, владеющий явно убыточным рестораном, не в силах им
помочь – зато в силах цветущий и нагловатый дядя-бизнесмен, всё
понимающий и готовый решить проблемы братьев за небольшую «семейную»
услугу. Всего-то и нужно – убрать человека, готового наговорить про
дядю лишнего уполномоченным органам.
Вуди Аллен знает про всех нас
что-то такое, о чем мы сами предпочитаем не догадываться.
Неизвестно, как он это узнал, не родившись в нашей шкуре, не пожив
нашей жизнью – небось, подслушивал за дверью разговоры, подглядывал
за нами из шкафа. Другие киношники побуждают нас равняться на
персонажей фильмов, а Вуди Аллен заставляет кино равняться на нас –
простых и трогательных, смешных и эгоистичных. Он как будто и не
снимает вовсе, а заставляет жизнь складываться в его с виду
незамысловатые поучительные истории, оставляющие каждого наедине с
тяжелейшими вопросами.
Это всё касается, вероятно, не
комедий, а того, что называют «поздним» творчеством классика – «Матч
Поинта» и свежеиспеченной «Мечты Кассандры». Оба фильма – эхо друг
друга, сиамские братья и, возможно, со временем выльются в
какую-нибудь смысловую трилогию, например.
Ну, а пока «Мечта…» продолжает
идейную конструкцию «Матча…» о том, что жизнь – это не набор
решений, а цепь практически неотвратимых выборов, густо смазанная
рефлексией и наведённая твёрдой рукой судьбы. Ален вкладывает в уста
беспринципного дяди-бизнесмена железобетонную шутку «Я не вижу
другой альтернативы!» и откровенно стебётся над Достоевским с его
муками морали. Тот, кому суждено отравиться, у Аллена утонет, а
сострадающий ненароком его утопит. А всё потому, что мечта Кассандры
– это не великая точность прогнозов, которым необходимо доверяться.
Довериться, по Вуди Аллену, надо просто судьбе, какой бы она ни
была, после чего только и можно «перестать беспокоиться и начать
жить» - кривая выведёт.
А иначе рискуешь выставить себя
на фоне мирозданья таким смешным, что твоя жизнь в аду или в раю
будет передаваться из уст в уста популярным анекдотом.
|