Сублимации
"99 франков"
про бунт против действительности
Здесь могла бы быть ваша реклама
А вы знаете, что человек,
сочинивший всеизвестный слоган МакДональдса (тот самый I’m lovin
it), спрыгнул с небоскреба? “Всё конечно: любовь, искусство,
планета Земля, вы, я. Особенно я”.
Жизнь Октава Паранго – модного
креативщика из крутого рекламного агентства разрушили два события.
Любовная неудача с Софи, главной девушкой в его жизни – раз.
Совещание по проекту «Мадон» про рекламу йогуртов – два.
Режиссер с эротической фамилией
Ян Кунен, сделавший в бунтарские 90-е симпатичный боевик «Убердог
Доберман», снял фильм-бомбу. Замедленного действия (лично меня
накрыло день спустя в поезде метро).
Бегбедера все читали? Слишком
много слов, слишком мало сюжета – он как будто хотел спрятаться за
этими словами сам.
Смотреть фильм Кунена стократ
интереснее: режиссер, кажется, взял за основу для формы
повествования вообще всё лучшее, что в кино за 90-00 происходило.
Крупный план человека, летящего с небоскрёба – от Коэнов, фирменные
фишки и стилистику музыки – из Fight club’а. Чёрт, даже от Тарантино
– мультипликацию. Новая симфония из старых нот погружает в
визуальную нирвану.
Содержание еще мощнее. В
гуттаперчевом новом столетии философия молотом спрятана в чулан –
даже Финчер выстрелил в лицо поколению «Бойцовским клубом», мягко
улыбаясь и пряча за спиной пластмассовый член.
Кунен не лучше: подносит нам
портрет Дориана Грея под толстым гримом юмора, наркотического трипа
и гламура.
Всякий социум по своей сути есть
кошмарное зло. Понятно, что случилось с Октавом: его надломило
бессилие против того, что ты на своем куске земли делаешь лучшее, на
что способен, - а потом оно попадает к людям, у которых любимый поэт
Hugo Boss, и они усредняют, усредняют, усредняют.
Мне лично невыносимо хочется
увидеть придуманную Октавом рекламу с двумя девушками в сексуальных
купальниках на пляже. Где они становятся раком перед камерой, рисуя
на песке, и одна говорит другой, цитирую: «Я считаю,
ономастическая интерпретация нуждается в использовании
герменевтического метода». Но в реальности в эфир и в жизнь
выходит исключительно пресловутое блеянье i’m lovin it. Цивилизация
погибнет.
Чтобы понять любую драматическую
историю, надо вернутся к началу, раз-два. Кунен, что важно,
совершенно намерено вставил в свою будоражащую картину две концовки.
Первая весьма логична и была бы отличным завершением истории про
йогурты; вторая – гениальна, и возвращает к Софи.
Октав – Дориан Грей нашей эпохи,
безответственный и притягательный, и Кунен знает про него то, на что
Паланик с Финчером тоже намекали. Как и тогда – пистолет, бомба и
революция связаны с девушкой по имени Марла Сингер, в данном случае
– Софи. Октав затевает и свершает рекламный бунт, пробует быть
Робинзоном и осознает зависимость от общества – но все метания не
могут избавить его от зияющей дыры в сердце, в которую улетучился
покой. После всех революций, поисков и ходьбы по краю – он бунтует
против мира, потому что не сумел одолеть себя.
|