Джордж Лукас ищет
наши истоки в космосе
Ровно в полночь в 200
кинотеатрах Франции одновременно началась премьера фильма "Скрытая
угроза" - очередной саги из серии "Звездные войны". У входов в кинозалы,
несмотря на поздний час, стояли огромные очереди. Местные фанаты
с азартом принялись пополнять своими деньгами кассу фильма, сборы
от проката которого лишь в трех странах - США, Германии и Англии
- уже принесли авторам ленты 560 миллионов долларов.
22 года назад вышла
на экраны первая картина трилогии. И только теперь ее автор вернулся
к началу своей эпопеи. Почему? В поисках ответа на этот вопрос,
а также пытаясь понять, в чем секрет успеха звездной фантастики
у избалованной европейской публики, журналисты газеты "Фигаро" обратились
к автору фильма, сценаристу, режиссеру и продюсеру Джорджу Лукасу.
- Не кажется ли
вам, что конфликт "Республики", деятельность государственных институтов
которой показана в фильме, с "Федерацией" деспотов делает "Скрытую
угрозу" самым политическим из всех фильмов серии?
- Вся моя сага пропитана
политикой. Она является Исторической метафорой, историей общества,
которое проходит процесс самоорганизации. Просто в "Скрытой угрозе"
это показано более наглядно.
- Вы утверждали,
что сага отражает ваш взгляд на проблемы нашего мира?
- В "Звездных войнах"
много разных сюжетных линий. У каждого персонажа своя история. Но,
по-моему, центральная идея всех фильмов состоит в том, чтобы показать,
как трудно сохранить демократию. В обществе всегда идет борьба между
сторонниками и противниками идей общественного правления. От этого
конфликта исходит постоянная угроза человечеству. Чтобы отстоять
демократию, надо быть все время настороже, все время бороться за
свободу. Эта тема красной линией проходит через все фильмы саги.
В "Скрытой угрозе" ставится проблема общественного выживания: какие
формы организации общества могут отстоять общее благо в борьбе с
алчностью и безумием отдельных личностей?
- В "Скрытой угрозе"
затрагивается вопрос о коррумпированности демократии. Вполне актуально
в наши дни...
- Все мои фильмы имеют
связь с тем, что происходит в нашей жизни. Я стараюсь показать молодым,
как демократия может перерасти в диктатуру. Каким образом Цезарь,
Наполеон, Гитлер приходили к власти? Благодаря волеизъявлению самих
людей. Отнюдь не опираясь на силу оружия. Люди этого не хотели,
но они позволили этому совершиться. Из-за своего равнодушия, из-за
того, что не хотели замечать, как разрушаются законы и устои жизни.
Подобные процессы развиваются особенно быстро в атмосфере всеобщей
безответственности.
- Как вы сами объясняете
планетарный успех "Звездных войн"?
- По-моему, дело тут
не в эффектах, используемых в картинах, как об этом часто говорят.
Причина успеха, как мне кажется, в том, что сага основана на мифологических
сюжетах. Она вызывает к затаенным пластам человеческой психики.
Для меня миф является ключом к пониманию психологии человека. Он
уводит нас к нашим истокам, пробуждая древние страсти и страхи,
возвращает к неразгаданной тайне нашего происхождения. Откуда мы
пришли, куда мы идем? Вот подлинная тема "Звездных войн".
- Как родилась идея
воссоздать начало трилогии?
- Прежде, чем засесть
за сценарий первых фильмов серии, я написал всю эту историю целиком.
Писатели часто так поступают. То были всего лишь предварительные
наброски, но они позволили развернуть действие на широком фоне.
А из набросков родилась идея новых фильмов, в том числе - начало
саги. Но после первых трех лент я чувствовал себя объевшимся всем
этим. Не хотелось начинать все сначала.
- И что все-таки
заставило вновь вернуться к этой теме?
- Технический прогресс.
Он позволил воспроизвести тот мир, который я придумал. Не тратя
миллиарда долларов, я могу теперь создать все, что захочу. Я как
ребенок хохотал, наблюдая на экране за "замороженными" движениями
моих роботов-дроидов и за тем, как они замирают, как только я того
пожелаю. Без этой технологии эффектов, цифровой техники и компьютеров
фильм был бы невозможен. На бумаге ведь все можно придумать. Но
в кино надо из этих фантазий воссоздать реальность, сохранить ее
хотя бы в течение нескольких минут, а затем зафиксировать ее. Без
современной технологии в "Скрытой угрозе" справиться с этой проблемой
не удалось бы.
- Открывает ли цифровой
метод, при котором можно не прибегать к помощи кинопленки, новые
горизонты для кинематографии?
- Для меня это кино
"следующего века. Оно дает совершенно необычные возможности. Свобода
создателей больше не ограничивается деньгами. Многие независимые
кинематографисты уже работают этим методом. "Скрытая угроза" на
90 процентов снята с помощью цифровых компьютерных технологий. Проблема
заключается только в том, чтобы сохранить то качество изображения
и цвета, которое даёт химическая плёнка.
- Ваш фильм невероятно
"раскручивают". Существует целая индустрия игр, игрушек, книг. Не
приведёт ли всё это к обратному результату, не убьёт ли фильм?
- Независимость того
стоит. Такова цена. Мне нужны все средства, чтобы делать то кино,
которое мне нравится.
Газета
"Фигаро" (Франция)
|
|