Человек-паук 2
Второй "Паук" показал,
что Сэм Рэйми понимает "максиму Скорсезе" о повторяемости зрелищ
чересчур буквально. Композиция второго фильма по сравнению с первым
изменилась очень мало. Да ладно бы композиция - пережили бы, но
и сюжетно продолжение выглядит калькой с первого фильма.
Тема, которую не перестаёт
теребить Рэйми - выбор между альтруизмом и эгоизмом. В первом "Пауке"
её апогеем была сцена с падением вагончика с людьми и Мэри Джейн,
отразившихся в глазах главного героя. Во втором фильме ударение
поставлено несколько иначе - на идею жертвенности.
Питер Паркер, распятый
на лобовом стекле несущегося к пропасти поезда метро, являет собой
венец альтруизма: не просто отказ от составляющих эгоистичной жизни
- отказ от самой жизни. Образ очень яркий, сцена эта - самая сильная
в фильме.
Минусов у картины два.
Первый - это муки выбора человека-паука между личной жизнью и общественной,
в которых нет ни свежести, ни мало-мальской интриги. Всем понятно,
что паук в конце-концов вернётся к своим непосредственным обязанностям
- поражать зрительское воображение полётами и схватками со злодеями
- поэтому смотреть на его душевные метания убийственно скучно.
Второй минус фильма
- то, что в нём неправильно организована концовка. По сравнению
с серединой в конце слишком мало "крутых" спецэффектов, слишком
затянута сюжетная развязка. "Запоминается последняя фраза", - говорил
штандартенфюрер Штирлиц. Это применимо, конечно же, и к кинематографу.
Но Сэм Рэйми "Семнадцать мгновений весны" не смотрел, поэтому он
в пролёте.
Из-за длинной и серой
концовки "Человек-паук 2" запоминается прежде всего как нудное,
а не спецэффектное кино. Хотя зрелища в нём никак не меньше, чем
в первом фильме. И CGI несравненно более сильная - множество виртуозных
драк выполнено целиком на компьютере; чего стоит одно только метание
дверей такси Октопусом в человека-паука или влетающая в окно кафе
шикарная иномарка.
Находка второй части
- доктор Октопус. Этакий злой гений с четырьмя стальными хватательными
конечностями, навсегда соединившимися его телом в результате неудачного
эксперимента. Он синонимичен техническому прогрессу и символизирует
безумие цивилизации, породившей продукты, способные её уничтожить.
Что характерно, Октопус движим мощной творческой потенцией: его
постоянно занимает совершенствование своей энергетической установки;
цель - "солнце в моих руках". Рефлексирующий Питер Паркер, синонимичный
природе с её гибкостью-грацией, в сравнении с доктором весьма прозаичен
- он только раб общества, сам себя заключивший в цепи вечного служения
ему.
Резюме: скучное
смотриво - разочаровывающее к концу зрелище, никакой идеи. Поглядеть
стоит ради CGI и доктора Октопуса. Но если Сэм Рэйми и в третьем
"Пауке" продолжит нудеть про ответственность, порождаемую большой
силой, то история окончательно свернётся в трубочку, через которую
только и можно, что наслаждаться эффектами. Если уже не свернулась…
|