Сам себе Брут
"Человек-паук
3" про борьбу с самим собой
И
ты, Брют?
Про опустевшую бутылку шампанского
На этот раз против нашего героя,
кажется, слишком много врагов. На летающем скейте парит между домами
закованный в броню стильный Гоблин-младший; в темном углу точит
зубки противная пародия на Паука – Веном; в песочнице копошится
Песочный человек…
Вопреки ожиданиям, самый
выразительный злодей в третьей части «Человека-паука» -
Гоблин-младший. А его летающий скейт (или как там правильно: глайдер?)
производит самые роскошные звуки: такой утробный рокот и вибрации
воздуха.
Песочный человек? Замечательно
появляется, роскошно грабит инкассаторов, но лучше бы он не оживал
после схватки с Чёрным Человеком-пауком: в финале он воплотиться в
отвратительную ожившую массу из говна и стройматериалов.
Веном? Обиженный маленький
мальчик с дурацкой зубастой пастью и загогулиной вместо глаз. Он
примитивен, и в человеческом обличье был даже интереснее мутанта.
Ну и, конечно же, Чёрный
Человек-паук, заявленный нашими прокатчиками как «враг в отражении»
(хотя это, конечно, отвратительное словоблудие и ересь). С чёрным
костюмом Паука в третьей части фильма связано все мало-мальски
интересное.
Главная проблема историй про
Человека-паука – в том, что он слишком предсказуемый. И если в
личной жизни «ботаника» Питера Паркера ещё есть какая-то интрига
(состоящая в том, когда ж он, наконец, «дорастет» до свадьбы с Мэри
Джейн), то в отношениях Человека-паука с врагами все кристально
ясно: он поставит их на колени и зверски убьёт (как минимум,
великодушно примет извинения).
Spidey – герой, и концепция
героя не предполагает в нём даже крошечной тёмной стороны: тьму
привносит в его характер из космоса (!) паразитическая черная
субстанция. На этом держится мифология и религия, если хотите,
комикса про Ч-П: зло – оно где угодно вне, но только не внутри
героя! Внутри кромешная доброта.
Ключевым моментом третьей части
истории я считаю один-единственный эпизод осознанного выбора
Паркером чёрного костюма (когда он собирался идти гасить Песочного
человека). Черный Человек-паук отчего-то гораздо симпатичнее и
интереснее. Он свободен, он уже не раб общества, не красно-синяя
кукла-марионетка на службе добра.
Одев черный костюм, Паркер сразу
заставил себя уважать явных говнюков вроде своего арендодателя и
начальника в газете. Без насилия, без ссор – одним лишь проявлением
готовности сопротивляться любому давлению. Он стал привлекательным,
потому что проявил самость – т.е., свою личность.
Чем плох черный костюм? По Рейми,
это всего одна причина: в порыве ярости Черный Человек-паук не
контролирует себя (и, следовательно, себя теряет). Но разве проблема
в тёмной стороне или в чёрном костюме? А может быть, она – в
самоконтроле и целеполагании?
Утратив ориентиры, которые
давало ему общество, Человек-паук потерялся и видел спасение только
в Мэри Джейн. А если бы он осознал себя без направляющих веревочек
морали, «хорошего» и «плохого»? Если бы сам определил смысл своего
существования?
Это была бы тогда совсем другая
история, разумеется…
Но в момент финального торжества
добра в третьей части почему-то становится не по себе, и жалко
Паркера, а не его врагов. «Победив» свою тёмную сторону, он
«победил» себя – предал и убил.
|