"Широко
закрытые глаза" - прощальная лента Кубрика
Это событие как минимум
десятилетия. Последний привет того Большого кино, которое ушло в
вечность вместе с Феллини, Висконти, Ренуаром, Кубриком... Поэтому
сегодня - бенефис одного фильма.
Фильм и вокруг
Кубрик молчал двенадцать
лет. Потом четыре года работал над картиной, из них полтора года
ушли на съемки. Все держалось в страшной тайне. Одну звездную актерскую
пару (Харви Кейтель и Дженнифер Джейсон Ли) меняли на другую (Том
Круз и Николь Кидман). Говорили о скандальности, почти порнографичности
будущего фильма; слухи лукаво подогревал сам режиссер, обещая "эротический
триллер". Едва закончив картину, Кубрик умер и оставил множество
загадок. Возникло необъятное поле для домыслов: каждый критик, узрев
то, что ему кажется недостатком, предполагает продюсерский заговор
и тайную подмену авторского решения дилетантским. Продюсеры утверждают,
что режиссер успел завершить все задуманное. Что даже согласился
с поправками, предложенными американской цензурой. Из-за сцены оргии
ленте грозила категория NC-17, которая резко ограничивала ее прокат.
Тогда 65 секунд фильма были отредактированы: в кадр дигитальным
способом впечатали фигуры, перекрывающие самые откровенные подробности.
Что происходит - ясно, но без натурализма. Так фильм заслужил более
либеральную категорию R. Некоторые страны Европы предпочли авторский
вариант.
Реакция критики на
фильм поражает разбросом мнений. Очень многие уподобились лошади,
к широко закрытым глазам которой подвесили заслонки: смотри сюда!
Ждали новую "Лолиту" или даже "Эммануэль", а может, и "Калигулу"
- получили психоаналитическую одиссею в потемки современной души.
Вопль "А где же эротика?!!" повис над разочарованной Америкой. Зрители
и критики выходили не просто обиженными - озлобленными!
Глаза зрачками внутрь
Загадкой был уже выбор
материала. Кубрик взял старую (1926) новеллу Артура Шницлера, австрийского
драматурга, врача и друга Фрейда. Перенес действие в современный
Нью-Йорк. Том Круз играет модного доктора Билла Харфорда, Николь
Кидман - его жену Элис, специалиста по арт-бизнесу. На пышном рождественском
балу, который устроил их друг миллиардер Виктор Зинглер (в этой
роли режиссер Сидни Поллак), они оба напропалую флиртуют: Элис с
пылким венгром, Билл с двумя моделями. Дома разыгрывают сцену ревности.
Элис мстительно признает, что тоже не оправдывает безграничное доверие
мужа. Это завязка, после нее начинается странное путешествие Билла
по пустынному ночному Нью-Йорку, во время которого ему открывается
тайная жизнь человеческих душ и бездны собственных подсознательных
вожделений. Кульминацией картины становится большая, в готическом
стиле снятая сцена таинственной оргии в роскошном загородном особняке.
Она напоминает одновременно венецианский карнавал и мрачный обряд
жертвоприношения. Демонстративная, лукаво-наивная китчевость эпизода
дала пишу рассуждениям о старческом вырождении мастера, уже неспособного
показать эротику - эротично.
Между тем, если и есть
в фильме нечто, по мнению многих, архаичное - это наличие прямого
авторского "послания", морали, откровенно прочитанной в финальном
эпизоде. Кубрик вовсе не собирался возбуждать публику. Обнаженного
женского тела в картине много (критики возопили: а где же мужское?!),
но оно дано созерцательно, как в музее. Боттичеллиевские образы
фильма прекрасны, но фригидны и оттеняют внутреннюю опустошенность
и холодность персонажей. Секс словно отделен от человека - он существует
сам по себе как обязательный и потому почти об-рыдлый ритуал. Как
навязчивый сон-кошмар. В сцене оргии фигуры совокупляются в масках
и плащах с капюшонами - они безлики, их действия сомнамбуличны и
лишены страсти. Идет всего только процесс самоудовлетворения. Это
постоянная тема Кубрика - расчеловечивание человека и социума. Точно
такой же демон - но не секса, а насилия - зависал над героями "Заводного
апельсина". И в "Докторе Стрейнджлаве" навязчивая идея была предельно
далека от человека, превращала его в машину.
Страх пустоты
Вдова Кубрика Кристиан
считает, что "Широко закрытые глаза" - о страхе. О призраках, которыми
одержимы герои. Неслучайно многие сцены по стилистике напоминают
"Сияние", которое автор называл не фильмом ужаса, а "фильмом террора".
Что в английском обозначает тоже ужас, но более глубокий, тяжелый,
болезненный, не предназначенный развлекать. Тема секса как навязчивой
идеи в новой картине связана с темой смерти. Эта связь реализуется
буквально: у одра только что умершего отца женщина лихорадочно признается
в любви опешившему Биллу. Смерть - лейтмотив фильма, она все время
напоминает о себе в теленовостях, газетных шапках, даже в набеленных
карнавальных масках, даже в фосфоресцирующем потустороннем колорите
фильма. Нью-Йорк здесь странно пустынен, темен, в нем всегда идет
дождь. Действия героев точнее всего определить словом "блуждания"
- они бесцельны, хаотичны и алогичны, как действия загипнотизированного
удавом кролика. Единственный, кто выпадает из общего гипнотического
сна, - Зинглер. Он деловит и сексом занимается в перерыве между
подписанием бумаг. Деловой человек в этом лишенном романтики мире
чувствует себя комфортно, он здесь свой.
В фильме особый, нездешний
ритм. Все, как во сне, заторможенно. Фразы в диалоге не говорятся,
а роняются - медленно, слово за словом. Тем, кто увидит картину
в оригинале, повезет: дубляж эту магию уничтожит.
Кубрик еще раз доказал,
что он больше, чем кинорежиссер. Он соединил кино с пантомимой,
даже оперой, вибрирующая атмосфера которых заставляет предположить
музыкальность их природы. Отсюда же постоянное небрежение фабульной
логикой и простыми объяснениями происходящего - все лежит в области
подсознания и скрытых эмоций. В "Широко закрытых глазах" сюрреализм
атмосферы из фона стал содержанием, главным элементом кинодейства.
Предполагать слюнявую порнографичность близоруко и даже глупо -
здесь не больше секса, чем насилия в полубалетном "Заводном апельсине".
Это фильм о психологической
импотенции, когда любовь заменяется привычкой и напоминает опорожненный
сосуд. О любви, которой "занимаются", ничего существенного не испытывая.
Декларируемая в финале идея верности дана прямолинейно и обезоруживающе
простодушно. Но не в морали дело. Образы фильма входят в подкорку
и не отпускают потом очень долго. Картина Кубрика - траурная лента,
которую гений кино, уходя, возложил к надгробию уже бесплодного
мира. Его следующий фильм должен был рассказать об интеллекте, уже
полностью искусственном, обросшем синтетической плотью и во всем
похожем на человека. И это довело бы одиссею до логического конца.
Шлягеры у нас выстреливаются
на экран немедленно после их нью-йоркской премьеры. Фильм, которого
все ждут, так много о нем слышали и так заинтригованы, необъяснимо
задерживается. В кинотеатрах о нем не знают. Отечественные видеофирмы
не спешат. Уже очевидно, что на энтузиазм прокатчиков надеяться
не нужно. Так что появление первых DVD в салоне-магазине "Пурпурный
легион" на Новокузнецкой, 1, можно считать долгожданной московской
премьерой последнего фильма Стэнли Кубрика.
Валерий Кичин, газета "Известия"
|
|