Игры, в которые
"Деньги на
двоих" про посеянный характер
Мальчик и девочка в детстве
ходили в одну школу, нравились друг другу и подружились. Но их семьи
переехали – и они оказались друг от друга далеко. Их вновь соединили
письма – и вот он уже едет к ней, презрев расстояния, вечерним
поездом.
Есть такие фильмы, которые на
самом деле больше, чем фильмы – они встраиваются в наше
мировоззрение и позволяют использовать чужой опыт, как свой. Есть
такие режиссёры, которые в каждом кадре узнаваемы и видят мир
каким-то своим, особенным зрением. Фильм «Деньги на двоих» - тот
редкий и почти исключительный случай, когда история и художник нашли
друг друга.
Картина довольно чётко делится
на две части, в первой из которых зрителя заряжают волной успеха и
верой в то, что это может случиться с каждым. Вторая часть вскрывает
весь мощный потенциал сценария и актёров, и играет на тонких струнах
психологизма, заставляя вдумчивого зрителя вибрировать, как
натянутый нерв. Обе части фильма сдобрены тонким и острым юмором,
превращающим просмотр в настоящее блаженство для гурманов.
Режиссёр Ди Джей Карузо
несколько лет назад отличился своей дебютной постановкой «Море
Салтона», которая прошла почти незамеченной для зрителей и
киноманов. Между тем, несмотря на заезженность сюжета, он там играет
роль дела десятого – главное, что показана та история совершенно
исключительно, и после «Моря» вмиг стало ясно, что на небосклоне
зажглась ещё одна звезда настоящего кинематографа. Карузо умеет
насытить кадр невероятной эстетикой и сделать арт из любого, даже
самого банального происшествия – например, разлитого на пол пива.
Новый фильм режиссёра «Деньги на
двоих» рассказывает историю Оливера Лэнга (МакКонахи) –
первоклассного футболиста, который в одной из игр травмирует ногу, и
его спортивная карьера на этом прерывается. Волей случая вынужденный
делать прогнозы результатов состязаний, он проявляет неожиданный
талант в этом ремесле, и с этого момента его карьера начинает идти в
гору. Его приглашает в Нью-Йорк владелец консалтинговой фирмы Уолтер
(Пачино), и после серии успехов новичка решает выстроить вокруг него
свою денежную империю.
Завязкой отсылая к «Адвокату
дьявола», с определённого момента фильм начинает напоминать «Уолл-Стрит»,
который я считаю шедевром кинематографической драмы. Уолтер, как
Гордон Гекко, ваяет себе из Оливера курицу, несущую золотые яйца. А
тот, уверенный в собственной исключительности, ведёт фортуну за руку
и угадывает 13 исходов из 13 на воскресных играх.
Но вскоре начинает терзать
сомнение в длительности удачи: нельзя же всё время угадывать! В «Уолл-Стрите»
дёгтем в бочке мёда была незаконно получаемая информация – должна же
быть и у Оливера ахиллесова пята! И вот он, будто подтверждая
реализм этого кино, вдруг ошибается в прогнозе на выходные. А потом
ещё раз. А потом ещё и ещё.
С этого момента сюжет начинает
играть в прятки со зрителем: сочувствуя Оливеру – Уолтеру, незаметно
начинаешь задумываться, о чём всё-таки фильм. Ведь из курицы орла не
вырастишь, а причины неудач кроются не только в настрое, но и в
подготовке.
«Любая битва выигрывается и
проигрывается до её начала» - говорил китайский философ Сунь-Цзы.
Оливер Лэнг был футболистом и отлично знал сильные и слабые стороны
игроков и команд, с которыми приходилось сражаться. Покинув спорт
из-за травмы, он постепенно отдалился от деталей и штрихов, которые
были ему понятны вначале и позволяли точно предсказывать результаты
игр. Лишившись опоры, самоуверившийся колосс обрёл глиняные ноги и
был вынужден в конце концов доверять судьбу копейке, а не себе.
Сюжетная игра в угадайку,
вдохновлённая великолепным началом фильма, держит в напряжении и не
позволяет отвлечься до самого финала. А когда на стол оказывается
брошена последняя фишка, гениальность завязки и шедевр сюжетной
пружины сходятся в финальном резонансе – и вдруг становится ясно,
что Оливер поднимался не на ту вершину, да и вся история, в
общем-то, не о нём.
|