Это всё, что мы сделали
здесь друг для друга
"12"
Михалкова - обвинительная речь русской духовности
Все
это ложь.
Что-то случилось, но нам ничего не сказали.
Женщину в зрительном зале
Бросило в дрожь.
Сплин
«Двенадцать» - этот русский «Догвилль»,
лубок из быта российской жизни, срез русского характера, обладающий
страшной проникающей силой (подобно военному ножу, о котором
рассказано в фильме), - бьёт не в бровь, а в глаз. Поднимая «больные
вопросы» российской жизни, вроде чеченского и еврейского, фильм на
самом деле наносит удар по, казалось бы, неуязвимому – русской
духовности.
«Не пытайтесь искать здесь
правду быта. Постарайтесь ощутить истину бытия». – гласит эпиграф к
фильму.
12 присяжных собрались в спортзале школы, которая делит помещения с
судом, чтобы вынести вердикт по простому и очевидному, на первый
взгляд, делу: чеченский подросток обвинен в убийстве своего
приёмного отца – русского офицера. Факты и свидетели твердят в один
голос: виновен, но один из двенадцати присяжных решается в этом
усомниться.
Вы когда-нибудь выступали против
большинства? А по делу, которое лично вас, вроде бы, совершенно не
касается? Своих забот полно, а тут нужно вникать и обсуждать,
принимать решения, нести ответственность. И безо всякой для себя
выгоды!
«Моя хата с краю» - решает для
себя в таких случаях почти всякий русский и умывает руки, как
библейский Понтий Пилат.
Стоп-стоп. А почему, собственно,
русский? На кого это автор тут пытается наехать?
Правильно, всё именно так. Это
то, что Михалков обсуждает с нами своим убийственным, как выстрел,
фильмом.
Есть община восточная: её сила –
в объединении усилий, в действии сообща. Начальство – не должность,
а функция: оно как бы влито, встроено в коллектив. Оно не «власть
свыше», а необходимая часть самой общины, осознающая свою
координирующую роль.
Есть община западная, и её сила
– в союзе индивидуальностей, в котором каждый привносит в общее дело
свои лучшие умения. Начальства как такового нет: оно коллегиальное,
общинное.
Мы застряли где-то посередине;
мы – то, из чего развились эти две крайние и лучшие формы. Может,
тому причиной климат и география, но мы предпочитаем улучшать лишь
свой маленький мирок, а на общественное (читай – государственное)
работаем не по своей воле. Там, где восток видит общее благо, запад
– общественный договор, нас мотивирует только принуждение. В таком
обществе без «сильной руки» мало что возможно, продвижений почти не
происходит, и подушка затыкает щель в окне школьного спортзала вот
уже сорок лет (и будет затыкать ещё столько же).
Но что же за удар такой Михалков
нанёс по русской духовности? А очень просто: духовность – это
обратная сторона нашей безответственности.
За нашими словами не стоят дела
– поэтому мы готовы выносить вердикты на кухнях всему, начиная от
поведения соседской жены и заканчивая государственной политикой. В
вопросах, которые касаются не нас, а всех, мы берем на себя
совещательную роль.
Ответственность за то, что
вокруг, у нас (и в фильме) осознает только чудак – типичный герой
Достоевского. И офицер (надежда Михалкова), который «бывшим не
бывает», что символично: все знают, кто именно у нас не бывает
бывшим. Поэтому закономерно, что «не бывшие» в стране сегодня у
руля: они-то как раз ответственны за общее благо и дело, остальным
требуется «сильная рука».
«И всё так, всё так. –
сказано в фильме. – Собрались, посидели, обсудили – и всё!» У
Александра Васильева в песне «Время назад» есть такие строки:
Это всё, что мы сделали здесь
друг для друга,
Всё пытаясь уйти навсегда из
заклятого круга…
Кажется, эта – из тех цепей,
сковывающих общество, звенья которой нам нипочем не разогнуть.
|