Порок на экспорт
В прокат выходит
«Особо опасен» — стомиллионный голливудский дебют постановщика
«Дозоров» и «Иронии судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова c
Джеймсом МакЭвоем и Анджелиной Джоли в главных ролях. «Афиша»
позвонила режиссеру в Лос-Анджелес.
— Правда, что вы
до сих пор там что-то меняете и монтируете?
— Не монтирую, нет —
мы доделываем некоторые вставки для русской версии. Еще для трех
территорий попросили убрать кадры, которые прокатчикам показались
перебором. Когда МакЭвою руку протыкают, когда Дато Бахтадзе
точилкой для ножей в живот бьют и еще там… Три кадра всего. Что у
нас артисту полголовы пулей сносит, это их не смутило почему-то.
Кстати, не поверите, что именно это за три нежные страны — Гонконг,
Таиланд и, внимание, Корея. Южная Корея! Казалось бы, им после «Олдбоя»…
— У вас по итогам
категория «дети до 16»?
— Да, везде «R», в
некоторых странах — «R» с отягчающими. Если все будет хорошо, думаю,
получится серьезный прорыв — это первый случай, когда большая студия
так вложилась в такое острое развлечение. Они тут все осторожничают
очень.
— Правда?
— В Америке не было
клинической смерти, как у нас в 90-х. Что хорошо, потому что не
порушилась связь времен. И плохо, потому что застой, который
разрушил наше кино в конце 70-х, в Америке до сих пор продолжается.
Боязнь потерять сильнее желания обрести. Но не все потеряно — мы им
поможем выбраться из трясины.
— Кстати, про
Корею — по-моему, у вас не американский блокбастер получился, а как
раз корейский.
— Наверное. Меня
постоянно спрашивают: кто на тебя повлиял, кто повлиял… Я когда с
«Дозором» ездил на фестивали, познакомился с одним корейцем, его
фамилия, кажется, Кан.
— Кан Чже Гю?
— Вроде да. Он снял
«Шири» и еще про двух братьев фильм. Не то чтобы он на меня повлиял,
но, по-моему, мы похожи. Он тоже в рекламе работал, кстати, и сделал
потом самый первый корейский блокбастер. Тоже должен был в Америке
фильм снимать, но что-то там не сложилось, с тех пор я о нем не
слышал.
— Как вообще вся
эта голливудская история с вами началась?
— В 2005-м, на
следующий день после показа «Ночного дозора» в Фордовском
амфитеатре, мне позвонил исполнительный продюсер Universal Джефф
Киршенбаум. Еще днем позже, за ужином, он подсунул мне сценарий. Я
почитал и ответил, что мне нравится только фабула. Мне сказали:
тогда остальное придумаешь сам. И я три года придумывал.
— Иностранец в
Голливуде — это такой классический сюжет, американское кино сделано
приезжими. Вы кем себя представляете? Верхувеном? Джоном Ву?
— Ни Верхувен, ни
Джон Ву не сделали американское кино. Американское кино — это
Спилберг, Кэмерон, Лукас. Гастарбайтерам типа Поланского, Гая Ритчи,
того же Ву либо посчастливилось вовремя понять, что им пора домой,
либо они растворились в голливудском навозе, из которого растут
новые лукасы. А у меня вообще другой случай, я себя тут ощущаю
командировочным.
— Того же Джона Ву
на первом американском фильме на монтаж не пускали, а у вас был чуть
ли не полный контроль над проектом. Или нет?
— У меня были
контроль и полная свобода. Если честно, я не знаю почему. Такого не
бывает, свободы не бывает в кино — или на тебя давят, или говорят:
твори, но оказывается недостаточно денег. А тут я получил все, что
хотел. Всех актеров, каких хотел. В 2005-м Джеймса МакЭвоя никто не
знал, продюсеры думали год, но в итоге согласились. Великого Моргана
Фримена, Анджелину Джоли — а это бюджет увеличило вдвое. Я хотел
снимать Америку в Праге, чтоб быть ближе к Москве, и тут мне не
отказали. Это было ужасное состояние на самом деле. Все, что
попросишь, сбудется. Как в волшебной комнате в конце фильма «Сталкер».
— А почему
все-таки? Вы себя так сразу поставили?
— Я думаю, эффект
«Дозоров» — мы им показали, что можно нарушать все правила, делать
совершенно неклассифицируемое с точки зрения жанров кино, и это
будет работать. К тому же — ну я 15 лет снимал в России рекламу для
сникерсов и кока-кол, и это оказалось бесценным опытом в работе с
голливудскими студиями. Чиновники работают одинаково и в рекламе, и
в кино.
— Мне говорили, вы
там всех потрясли какими-то революционным движущимися раскадровками.
— Можно ребят на
студии попросить, они покажут. Там были три мультфильма —
автомобильной погони и еще двух сцен. Превизуализацию делают все,
чтоб знать, куда камеру ставить, революционность была в том, что мы
ее использовали как сценарный инструмент. Экшен сейчас настолько
изощренная вещь, что странно пытаться описывать его словами или даже
рисовать на бумаге. Собственно, когда я показал наши мультфильмы
продюсерам, стал понятен масштаб проекта — и бюджет из исходных 40
миллионов начал расти.
— А сколько у вас
там в итоге? На IMDb написано $65 млн.
— Эти данные уже
неактуальны. Когда я последний раз заглядывал, цифра перевалила за
сто и стремилась к ста двадцати.
— В комиксе, по
которому фильм, довольно важны аллюзии на «Бойцовский клуб» Паланика.
Вы у себя цитируете финчеровскую экранизацию, в офисных сценах
особенно. Вообще, вы ведь к Финчеру неравнодушны, да? Еще в
«Дозорах» были все эти залезания камерой в дверной звонок и так
далее.
— Вы хотите разложить
по ящичкам: офис — из Финчера, что-то — из «Матрицы», из «Служебного
романа», «Полетов во сне и наяву»… Ящичков не хватит. С Финчером и с
Вачовски, впрочем, общее есть — то, что зрителю предлагается некая
образная отмычка, при помощи которой в повседневных вещах вокруг
можно найти другой смысл. Такая игра, в которой можно пересобрать
мир, как пазл.
— Когда Анджелина
Джоли делает искусственное дыхание Хабенскому — это символизирует
встречу двух культур?
— Нет, она сама
напросилась. Костя, когда появился на площадке, всех обаял — он же
звезда. Я снимал реплику Моргана Фримена, и в углу кадра Костя
спиной к камере сметал со стола крошки. Но он это так точно и вкусно
делал, что все внимание было на нем. Я его попросил быть менее
активным, но это еще более усугубило положение. Пришлось убрать его
из кадра.
— Как на практике
происходит первая встреча режиссера из России с Анджелиной Джоли?
— Первая встреча была
в маленьком французском ресторане в Новом Орлеане, куда я летал
соблазнять Анджелину своим фильмом. Там было невероятно вкусно. Мы
много напридумывали интересного, и я подумал, что без нее фильм не
получится. А что она подумала — спросите у нее.
— Вы же дружите с
Роджером Корманом, он оценил фильм?
— На днях буду
показывать — ему и Джеймсу Кэмерону. Это два человека, мнение
которых мне особенно ценно. Я сам только вчера впервые посмотрел на
пленке. Сейчас снимаешь на пленку и потом не видишь ее до самого
конца, только мониторы. Тут кто-то смешно нас назвал — что мы все не
фильммейкеры, а файлмейкеры.
— До вас
докатилась реакция на вашу с Эрнстом «Иронию судьбы»? Как считаете,
заслужили?
— Заслужили. Но
Марсель Дюшан, пририсовавший Джоконде усы, не был нашим
вдохновителем. Мы делали это искренне.
— Вам не кажется,
что то, как Первый канал продвигал «Дозоры» и «Иронию», в будущем
сработает против вас? Любым брендом можно перекормить, и сейчас,
если сказать «Бекмамбетов», сперва вспоминаешь рекламные
бомбардировки, а потом уже какие-то симпатичные впечатления от самих
«Дозоров».
— Я люблю рекламу.
Люблю искренность уличного театра, когда артисты зазывают публику на
представление. Вы говорите об очень нежной части киноаудитории, о
киноманах, которым нравится откапывать что-то свое, то, что их
отделит от остальных. А остальным, к счастью, хочется футбола —
события, которое объединяет. Хотите вы этого или нет, но мы
переживаем пору центростремительных чувств.
— Какой у вас был
любимый фильм в детстве?
— Первый фильм в моей
жизни был «Гусарская баллада». Шел снег. Моя бабушка отвела меня в
похожий на римский храм кинотеатр, который назывался «Мир». Я мало
помню «Гусарскую балладу», больше мне запомнился мультфильм про
парикмахера и слона. Мне было 3 года.
Роман Волобуев, Игорь Мухин -
Афиша. Все развлечения
Москвы. № 227 |
|