Золотой компас
Особое мнение
Ванильное небо
Долг - цена свободы.
/Александр Гамильтон/

Свобода выбора

"Прощай, детка, прощай" Бена Аффлека про диалектику свободы и добра

 

 

В провинциальном американском городке, где все чуть ли не в лицо друг друга знают, похищают ребёнка. Маленькая дочь беспробудной алкоголички из неблагополучной семьи в один из дней пропадает без следа. По просьбе матери алкоголички за дело берутся частные детективы Патрик Кензи и Энджи Джиннара, которые пытаются помочь полиции. Идут дни, но тщательные поиски пропавшей девочки не приносят никакого результата…

 

Режиссёрский дебют Бен Аффлека, обладателя Оскара (на двоих с Мэттом Деймоном) за блестящий сценарий «Умницы Уилла Хантинга», был обласкан критиками, но для зрителей прошёл почти незамеченным. Скучно, да: по форме фильм – разговорный детектив, где всего пара выстрелов и никаких эффектов, а по сути – вообще философская драма о доброте, свободе и судьбе. Кто захочет такое смотреть, а главное, кто поймёт? Одни интеллектуалы.

Но Бену Аффлеку, как однажды выразился Сенека, ‘достаточно и немногих, достаточно и одного, достаточно и ни одного’, чтобы задаться вопросом, – и за это лично я его очень ценю и уважаю.

 

«Прощай, детка, прощай» - кино штучное, и в нормальном обществе обернулось бы в шумное событие, как у нас – какой-нибудь скандальный примитив вроде «Груза 200». Ведь Бен Аффлек снял не фильм, а открытый философский вопрос, разделяющий любую аудиторию на противников и сторонников.

«Прощай, детка, прощай» - это не детектив о поисках пропавшего ребёнка, то есть это тут вовсе не главное, – это фильм о том, что доброта и свобода с какого-то момента вступают в неразрешимое противоречие.

К счастью, Аффлек не дает прямых ответов, а лишь обосновывает позицию героя (обдумайте финал в свете вступительных слов в начале фильма), – давая нам свободу самим разобраться и сделать выбор.

Говорят, любить – это активно желать другому счастья, но я не согласен: любовь – это скорее принятие, а не вмешательство. Добро – это вовсе не универсальное оправдание любым действиям, что бы там не говорили церковники: кто вам вообще сказал, что в мире должно царствовать добро? Пытаться сделать человека счастливым вне зависимости от его воли равносильно попыткам определить чужую судьбу. Большевики сформулировали это проще и доступнее, чем фильм Аффлека: «Железной рукой загоним народ в коммунизм!». Говорят, это было написано на воротах Соловецкого концлагеря.

 

Постер
Hosted by uCoz