Свобода выбора
"Прощай,
детка, прощай" Бена Аффлека про диалектику свободы и добра
В провинциальном американском
городке, где все чуть ли не в лицо друг друга знают, похищают
ребёнка. Маленькая дочь беспробудной алкоголички из неблагополучной
семьи в один из дней пропадает без следа. По просьбе матери
алкоголички за дело берутся частные детективы Патрик Кензи и Энджи
Джиннара, которые пытаются помочь полиции. Идут дни, но тщательные
поиски пропавшей девочки не приносят никакого результата…
Режиссёрский дебют Бен Аффлека,
обладателя Оскара (на двоих с Мэттом Деймоном) за блестящий сценарий
«Умницы Уилла Хантинга», был обласкан критиками, но для зрителей
прошёл почти незамеченным. Скучно, да: по форме фильм – разговорный
детектив, где всего пара выстрелов и никаких эффектов, а по сути –
вообще философская драма о доброте, свободе и судьбе. Кто захочет
такое смотреть, а главное, кто поймёт? Одни интеллектуалы.
Но Бену Аффлеку, как однажды
выразился Сенека, ‘достаточно и немногих, достаточно и одного,
достаточно и ни одного’, чтобы задаться вопросом, – и за это лично я
его очень ценю и уважаю.
«Прощай, детка, прощай» - кино
штучное, и в нормальном обществе обернулось бы в шумное событие, как
у нас – какой-нибудь скандальный примитив вроде «Груза 200». Ведь
Бен Аффлек снял не фильм, а открытый философский вопрос, разделяющий
любую аудиторию на противников и сторонников.
«Прощай, детка, прощай» - это не
детектив о поисках пропавшего ребёнка, то есть это тут вовсе не
главное, – это фильм о том, что доброта и свобода с какого-то
момента вступают в неразрешимое противоречие.
К счастью, Аффлек не дает прямых
ответов, а лишь обосновывает позицию героя (обдумайте финал в свете
вступительных слов в начале фильма), – давая нам свободу самим
разобраться и сделать выбор.
Говорят, любить – это активно
желать другому счастья, но я не согласен: любовь – это скорее
принятие, а не вмешательство. Добро – это вовсе не универсальное
оправдание любым действиям, что бы там не говорили церковники: кто
вам вообще сказал, что в мире должно царствовать добро? Пытаться
сделать человека счастливым вне зависимости от его воли равносильно
попыткам определить чужую судьбу. Большевики сформулировали это
проще и доступнее, чем фильм Аффлека: «Железной рукой загоним народ
в коммунизм!». Говорят, это было написано на воротах Соловецкого
концлагеря.
|