Миссия "Серенити"
Звездная пыль
Беовульф
В цирке два самых послушных медведя
умерли от сахарного диабета /шутка с долей шутки/

Выбор пути

"Золотой компас" про битву за свободу

 

 

Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,
Не бойтесь ни мора, ни глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо!».
Гоните его, не верьте ему:
Он врёт! Он не знает, как надо!
А.Галич
 

В параллельной Вселенной души отделены от людей и существуют в виде говорящих животных (дэймонов), повсюду сопровождающих своего хозяина. Исследователь и ученый лорд Азриэл привозит с далёкого Севера сенсационное известие: есть место, где через дэймонов в людей проникает таинственная «пыль» (частицы высокой концентрации) из других миров!

Могущественный Магистериум (местное Министерство пропаганды и одновременно – святая церковь), претендующий на то, чтобы определять для всех зло и благо, стремиться подавить Азриэла и замолчать любую информацию о «пыли». Учёный отправляется на Север, чтобы найти способ путешествовать между мирами, используя «пыль» как отправную точку. Вслед за ним на Север мчится его племянница Лира Белаква, чтобы передать ему единственный не доставшийся пока Магистериуму Золотой компас и спасти своего друга, похищенного жрецами Магистериума.
 

Такого эмоционального подъема от фэнтезийного фильма я не испытывал со времен «Дневного дозора», когда на больших экранах тоже разделились свет и тьма, и ребёнок почти осуществил древнее пророчество.

Новая фэнтези-трилогии от «New Line» (подарившей миру «Властелина колец») основана на романах Филиппа Пулмана «Тёмные начала», в которой он обрушивается на монотеистов и провозглашает свободу идти тёмными путями для всех разумных. Пулмана в прессе именуют атеистом, но даже из детской экранизации его книги «Золотой компас» совершенно понятно, что он открыто симпатизирует тьме, и в этом смысле – совершенно наш человек и единомышленник. Главного героя-ученого зовут Азриэл (читай - Азраил), свободные души именуются не как-нибудь, а «деймоны», а серия романов недвусмысленно названа «Темные начала».

«Золотой компас» - вообще первое фэнтези для детей с вывернутой почти наизнанку классической моралью. Впервые белое - это черное, в ироничном стиле Амброза Бирса, а черное - это белое. Фильм учит детей не слушать старших и доверять чужой мудрости, а бежать от нотаций, взвешивать всё на весах собственных ценностей и искать свой путь. И «за нас» - сплошь герои, которые в традиционных историях сражаются на стороне зла: ведьмы, цыгане и отщепенцы.
 

Визуальная часть картины настолько хороша, что вгоняет в транс: сидишь как завороженный и боишься упустить малейшее слово, кадр и звук из происходящего на экране. Изящество жюль-верновского футуризма совместилось на экране с природной красотой и естественностью: сложные технические конструкции – дирижабли, колесные пароходы с парусами – соседствуют с потрясающими пейзажами Севера, царством льда, игры тысяч оттенков синего и пушистых ледяных медведей.

Спецэффекты в «Золотом компасе» - всё, и одновременно их почти не видно: они разлиты по картине и встроены в её реальность, и ни разу не кричат о себе «Внимание, спецэффект!». Вместе с тем есть ряд сцен в «Золотом компасе», которые заставляют трепетать от напряжения и хлопать в ладоши, когда все закончилось.

Драка бронированных медведей – феерия, финальная битва со вспышками взрывающихся душ – салют и праздник, а Ева Грин в роли королевы ведьм – вообще картинка.

Актёров следует отметить особо: никогда ещё, ни в одном масштабном фильме я не видел главгероиню – девочку, которая сыграла бы так убедительно, как Дакота Блю Ричардс. Учите её имя, ребята: на кино-небе зажглась новая звезда!

Николь Кидман – вторая по мощи актриса в «Золотом компасе», и явно отрицательная вроде бы агент Магистериума Мариса Колутер благодаря ей вышла такой живой и настоящей, что отнести её к тем, кто «не за нас», думаю, любой ребёнок бы затруднился.

Парочка «Дэниел Крей и Ева Грин», спаянная «Казино Роялем», и Сэм Эллиотт в роли седого воздухоплавателя Ли Скорсби – третьё «звено» блестящего актёрского состава этой картины, превращающее её своей игрой в бесконечный праздник.
 

Но главное в фильме – не эффекты и не актёры, а мощный сюжетный стержень, золотым компасом ведущий заинтригованных нас от события к событию. И я уж не знаю, почему – слёзы наворачиваются на глаза не в одной и даже не в двух ключевых сценах, заставляя всё внутри переворачиваться со страшным скрипом и скрежетом.

Страшная пронзительность «Золотого компаса» объясняется, наверное, главной его темой – духовное родство и выбор собственного пути против послушания и указаний. Настоящие учителя ничему не учат – и все, кто симпатичен Лире Белакве, в полном смысле слова делают её больше и сильнее. «Удивительный ребёнок» - говорит о ней летучая Серафина Пеккала, присев на борт воздушного шара, и следом пророчествует о скором начале войны за свободу против духовного угнетения.

Это неизбежно: любую сущность, агрессивно претендующую на то, что её точка зрения – единственно верная, необходимо немедленно осадить из всех возможных и невозможных сил, иначе мир рухнет.

И золотой компас – не просто магический прибор и инструмент, помогающий героям сказки найти ответ на волнующие их вопросы. Настоящий золотой компас, который только и способен указать нам верное направление в кромешной темноте, что вокруг, - в нашей собственной груди, нигде более.

Азриэл
Hosted by uCoz