Город грехов
Хороший год
Убить Билла vol.2
Туземцы не говорят по-английски, но их словарного запаса хватает,
чтобы разделить все голливудские фильмы на два разряда: пиф-паф и чмок-чмок.

Классификация видов

Вариант разделения фильмов на категории для удобства и порядка в голове оценивающего

 

Рецензирование фильмов неизбежно предполагает их оценку. Разные рецензенты на всём протяжении истории кинематографа применяли целую кучу различных оценок - от банальнейших баллов до золота и серебра и субъективных впечатлений о целесообразности просмотра.

Но никуда не деться от чувства, что не(полит)корректно валить все фильмы в одну корзину - и оценивать их по одним критериям. Неизбежна потребность в классификации - своеобразном разделении "весовых категорий" сравниваемых картин. Это объективно необходимо для субъективной оценки… или субъективно необходимо для объективного взвешивания.

Осознав необходимость классификации, я сперва пытался разделить фильмы по жанрам, чтобы не смешивать принципиально разные ценности. Но во-первых, жанров и их гибридов на сегодняшний день уже столько, что шестирукий боббур на пальцах не пересчитает, - а во-вторых, в последнее время снято множество кросс-жанровых картин, к которым относится почти всё поголовье блокбастеров. Классификация на жанровой основе не лезла ни в какие ворота - и в итоге получила от ворот - поворот.

К счастью, я вовремя вспомнил римского императора Марка Аврелия с его бессмертным принципом, что главное - простота. Так на свет появилась "матрица РВСН":

 

Фильмы:

 

Ранги
реальные
вымышленные
серьёзные
СР
СВ
несерьёзные
НР
НВ

 

В соответствии с этой матрицей каждый конкретный фильм можно записать в одну из ячеек, присвоив ему статус СР, СВ, НР или НВ, - и оценить его в соответствии с этим статусом.

Очень важно чётко определить критерии.

Серьёзные фильмы - это те, которые, по замыслу режиссёра, должны восприниматься серьёзно, как если бы всё так и было - и неважно, происходит ли действие в реальном мире, как в "Соучастнике", или в вымышленном, как во "Властелине колец". Причём смысл происходящего - целиком задача интерпретации и субъективное дело каждого, а вот связь реальностью касается всех. Никто ведь не любит, когда ему лгут в глаза и держат его за дурака. А создатели фильма, желающие, чтобы фильм воспринимали всерьёз, и одновременно допускающие "ляпы к реальности", делают, по сути, именно это. Поэтому серьёзные фильмы оцениваются по степени корреляции с реальностью - той, в которой мы живём, или выдуманной (в этом случае оценивается и продуманность самой реальности).

Несерьёзные фильмы - те, для которых характерно вольное или пренебрежительное отношение к реальности. Иначе говоря, применяется её намеренное искажение с целью выражения определённой идеи.

Реальные фильмы - включающие предметы и существ, точно или предположительно присутствующих в этой реальности. Фраза требует пояснения в виде небольшого дисклеймера:

 

Фильм М. Найта Шьямалана "Шестое чувство" следует отнести к реальным фильмам, несмотря на то, что речь в нём идёт о призраках. Дело в том, что призраки там не вмешиваются в реальность и никак не изменяют её - и кто может поручиться, что они обязательно существуют где-то ещё, кроме головы главного героя? То же самое с богом в бессоновской "Жанне д'Арк" - он там крепости не захватывает и людей не рубит.

 

Вымышленные фильмы - это те, в которых действуют существа и предметы, насчёт которых нет фактов, что они присутствуют в этой реальности и изменяют её.

 

Таким образом, к серьёзным-реальным фильмам мы можем отнести: "Трою", "Перл-Харбор", "Своего человека", "Спасти рядового Райана", "Секреты Лос-Анджелеса", "Молчание ягнят", "Убить Билла", "Трудности перевода".

К серьёзным-вымышленным: "Матрицу", "Адвоката дьявола", "Чужого против хищника", "Я, робота", "Обитель зла".

К несерьёзным-реальным: "Соседку", "Одного дома", "Нечего терять".

К несерьёзным-вымышленным: "Догму", "Небесного капитана и мир будущего", "Фредди против Джейсона", почти все комиксы в силу допущения в них априори существования супергероев с разными сверхспособностями.

 

Приведённый список показывает, что данная классификация, как и все обобщения, в значительной мере условна - существует множество фильмов, которые окажутся на стыке между ячейками. В таких случаях отнести фильм к той или иной категории поможет логика и здравый смысл.

В то же время классификация является универсальной в деле структурирования просмотренных фильмов и может стать удобным инструментом оценивающего.

 

Смит
Hosted by uCoz