Искупление
Малена
Доказательство
Иногда герои выбирают писателя, а не наоборот.
/Филлип Пэджет/

Долгие "Часы"

Классическое голливудское искусство в собственном соку

 

 

Кто-то написал, что весёлые люди делают в жизни больше глупостей, нежели грустные, но грустные делают большие глупости. Такие, что на всю жизнь.

Фильм "Часы" - именно что про грустных людей, которые на протяжении всей картины пытаются разобраться со своими жизнями (видимо, всех сразу захлестнуло, такое бывает). А ещё это фильм про писательницу, которая вроде бы сочинила историю - ан нет: история взбрыкнула и стала сама себя сочинять, используя писательницу как автоперо.

Вот эту писательницу, Вирджинию Вульф, играет Николь Кидман с огромным грустным носом, наклеенным гримёрами на её родной, весёлый - для того, видимо, чтобы жизнь мёдом не казалась. Она курит, ничего не ест и постоянно обложена всякими листочками - недописанная история крепко засела у неё в голове.

Говорят, настоящего писателя выбирают его герои, и ему приходится сюжет не выдумывать, а открывать, размышляя над мотивами поступков своих персонажей. Вирджиния описала своих героев так убедительно, что если бы они существовали в реальности, то жили бы именно так, как в книге. В чём мы и убеждаемся, наблюдая развитие истории Лоры Браун и Клариссы Воган, героинь Вирджинии.

Но поскольку сама Вирджиния - из породы грустных людей, герои её книг тоже грустные, поэтому и фильм получился грустный и слезливый, и всё в нём серьёзно донельзя.

 

Леонард, между нами - долгие часы.

Вирджиния Вульф

 

 

Фильмы, подобные "Часам", всегда до костного мозга убедительны и стерильны, поскольку не ставят задачу заинтересовать зрителя, а делаются именно что на "Оскар". Это видно из каждого кадра - что не от души, не продумана, не прочувствована история. Стивен Долдри заведомо ваял "киноклассику", которую, как и в литературе, читать скучно, но все почему-то хвалят. Получилось очень достоверно, но от просмотра забирает тоска.

Актёров такие проекты притягивают возможностью раскрыть себя: отыграть по-честному, классически, потому что держатся такие ленты именно на игре - без калорий фальши. Разве бы "Часы" состоялись, если б Джуллианна Мур не сыграла усталость от быта, а Эд Харрис сфальшивил бы с характером своего умирающего поэта? Узелки сюжета здесь поданы без объяснения причин, и держатся на одних актёрах.

Такое построение картины призывает над фильмом не думать, а сочувствовать, но для этого героев необходимо понять. Удаётся это не всем, конечно, потому что фильм, в целом, про писательницу - а кто может понять писательницу, кроме собратьев по перу? Вот и получается, что впечатления от "Часов" у рядового зрителя напоминают школьное сочинение: вроде бы понравилось, а почему - объяснить никак.

 

Многим кажется странной политика Академии, выписывающей "Оскары" за подобные фильмы, когда в принципе награждать нужно за другое: Николь Кидман - за "Мулен Руж", скажем. Ведь и роль-то у неё в "Часах" маленькая, да и переживаний не ахти - и такая награда! За что, спрашивается?

Впрочем, понятно, что наградили её сразу за все достижения на сцене - просто "Часы" выбраны последней каплей, заполнившей до краёв сосуд этих самых достижений. Но почему выбор пал именно на "Часы"?

Думается, в этом можно проследить некую "генеральную линию" Академии "M.P.A.S.": раздавая "Оскары", она как бы даёт "зелёный свет" на съёмки подобных фильмов. Мол, снимайте - а мы будем награждать!

Видимо, академики считают такие ленты кино-искусством и не желают, чтобы связь времён прерывалась. Классическая школа кинематографистов в Голливуде должна выживать от "Оскара" к "Оскару" - иначе чем будет прирастать авторитет Академии?

Классику нужно любить и лелеять. И пускай год от года под неё гримируется разное тоскливое дерьмо, нельзя допустить, чтобы ослабла тяга снимать "произведения в духе". Потому что настоящие классики - такие, как Бертон и Земекис - не снимают кино по заказу, на ежегодные церемонии. А нам, зрителям, в этой ситуации остаётся только вздыхать на просмотре долгих "Часов", подпирая голову ручкой: "Эх, с вашими бы способностями, да в сюжетное кино!.." Э-эх!..

 

P.S. Перед выходом "Часов" ходили разговоры об их якобы лесбийской подоплёке, чуть ли не об эротике в картине. Заявляю официально: никакой эротики в фильме нет! Более того, нет там и пресловутой "лесбийской темы", ибо все поцелуи женщин с женщинами - это о другом. Это иллюстрация желания главных героинь попробовать на вкус, если хотите - выпить жизнь их "обыкновенных" подруг. Потому что грустные люди обыкновенно - усталые: слишком много и слишком серьёзно размышляют о своей жизни. Тут и впрямь захочешь попробовать чего-нибудь яркого aka лекарство от тоски.

 

The hours
Hosted by uCoz