Гарри Поттер 5
Пираты Карибского моря 3
Железный человек
Когда ты начинаешь вглядываться в бездну,
бездна начинает вглядываться в тебя. /Фридрих Ницше/

Сам себе Брут

"Человек-паук 3" про борьбу с самим собой

 

 

И ты, Брют?
Про опустевшую бутылку шампанского

 

На этот раз против нашего героя, кажется, слишком много врагов. На летающем скейте парит между домами закованный в броню стильный Гоблин-младший; в темном углу точит зубки противная пародия на Паука – Веном; в песочнице копошится Песочный человек…

 

Вопреки ожиданиям, самый выразительный злодей в третьей части «Человека-паука» - Гоблин-младший. А его летающий скейт (или как там правильно: глайдер?) производит самые роскошные звуки: такой утробный рокот и вибрации воздуха.

Песочный человек? Замечательно появляется, роскошно грабит инкассаторов, но лучше бы он не оживал после схватки с Чёрным Человеком-пауком: в финале он воплотиться в отвратительную ожившую массу из говна и стройматериалов.

Веном? Обиженный маленький мальчик с дурацкой зубастой пастью и загогулиной вместо глаз. Он примитивен, и в человеческом обличье был даже интереснее мутанта.

Ну и, конечно же, Чёрный Человек-паук, заявленный нашими прокатчиками как «враг в отражении» (хотя это, конечно, отвратительное словоблудие и ересь). С чёрным костюмом Паука в третьей части фильма связано все мало-мальски интересное.

 

Главная проблема историй про Человека-паука – в том, что он слишком предсказуемый. И если в личной жизни «ботаника» Питера Паркера ещё есть какая-то интрига (состоящая в том, когда ж он, наконец, «дорастет» до свадьбы с Мэри Джейн), то в отношениях Человека-паука с врагами все кристально ясно: он поставит их на колени и зверски убьёт (как минимум, великодушно примет извинения).

Spidey – герой, и концепция героя не предполагает в нём даже крошечной тёмной стороны: тьму привносит в его характер из космоса (!) паразитическая черная субстанция. На этом держится мифология и религия, если хотите, комикса про Ч-П: зло – оно где угодно вне, но только не внутри героя! Внутри кромешная доброта.

Ключевым моментом третьей части истории я считаю один-единственный эпизод осознанного выбора Паркером чёрного костюма (когда он собирался идти гасить Песочного человека). Черный Человек-паук отчего-то гораздо симпатичнее и интереснее. Он свободен, он уже не раб общества, не красно-синяя кукла-марионетка на службе добра.

Одев черный костюм, Паркер сразу заставил себя уважать явных говнюков вроде своего арендодателя и начальника в газете. Без насилия, без ссор – одним лишь проявлением готовности сопротивляться любому давлению. Он стал привлекательным, потому что проявил самость – т.е., свою личность.

Чем плох черный костюм? По Рейми, это всего одна причина: в порыве ярости Черный Человек-паук не контролирует себя (и, следовательно, себя теряет). Но разве проблема в тёмной стороне или в чёрном костюме? А может быть, она – в самоконтроле и целеполагании?

Утратив ориентиры, которые давало ему общество, Человек-паук потерялся и видел спасение только в Мэри Джейн. А если бы он осознал себя без направляющих веревочек морали, «хорошего» и «плохого»? Если бы сам определил смысл своего существования?

Это была бы тогда совсем другая история, разумеется…

 

Но в момент финального торжества добра в третьей части почему-то становится не по себе, и жалко Паркера, а не его врагов. «Победив» свою тёмную сторону, он «победил» себя – предал и убил.

 

Паркер
Hosted by uCoz