Форт Аламо
Во имя чести
Господа офицеры
Пушка - механизм, применяемый для уточнения
государственных границ. /Амброз Бирс/

Одиссея

"Слуга государев" Олега Ряскова про эпическое путешествие

 

 

Внезапно появившийся аккурат к мужскому празднику фильм Олега Ряскова «Слуга государев» поначалу казался натуральным котом в мешке. Несмотря на интерес к кино, я впервые узнал об этом проекте не более чем за месяц до премьеры. А ведь бюджет у фильма - 10 миллионов долларов, и масштаб заставляет трепетать!

В центре сюжета – французский любовник-дуэлянт шевалье де Брезе, которого придворная интрига ввергла в королевскую немилость. Взбешенный Людовик вручает ему послание для Петра I и отправляет под Полтаву, осажденную шведами, куда уже стягиваются войска русского царя и Карла XII для решающего сражения.

 

Главным опасением перед просмотром было то, как бы фильм не оказался хуже прежних отечественных жемчужин жанра. «Гардемарины» с «Мушкетерами» в свое время подняли планку качества картин про честь и шпаги так высоко, что не всякий сокол теперь преодолеет.

Опасения оказались напрасными – «Слуга государев» в сравнении с предшественниками не ударил в грязь лицом, а по многим параметрам оказался даже лучше. Фильм получился более глянцевым, брутальным и масштабным, хотя герои, как и следовало ожидать, прежним уступают.

 

Масштаб фильма поразителен. От роскоши и гламура Версаля, где мужчины не сильно отличаются от женщин, до полтавских полей и болот весь он – одна непрерывная Одиссея, в которой герой застрял между честью и любовью.

Временами «Слуга государев» напоминает «Властелина колец» с его назгулами, пышнозелёными лесами и деревенскими трактирами. Де Брезе – это, конечно, Арагорн; Гришка – кажется, Сэм, а топающие по мосту шведские солдаты – орки, выступающие из Мордора.

Есть в «Слуге» и свое Пеленнорское сражение: битва под Полтавой, которую кинематограф с очень давних пор обходил своим вниманием. Сражение снято великолепно: в нём обозначена даже кое-какая тактика противоборствующих сторон, что кинематографисты обычно упускают – снимают бои в стиле «стенка на стенку», вот и все.

Конечно, Полтавская битва в фильме – не «Властелин колец»: общих (компьютерных) планов Ряскову сильно не хватает, – но сражение здесь нисколько не уступает таким титанам жанра, как «Последний самурай» или «Форт Аламо». Имея 10-миллионный бюджет, Рясков умудрился снять битву так же убедительно и мощно, как на западе это делают за десятикратно большую сумму.

В битве есть все, что нужно – артобстрел, оборона редута, штыковая мясорубка, атака кавалерии. Грохочут взрывы, лязгает сталь, кровь заливает мундиры и лица – всё снято красиво и азартно, хочется пересматривать.

 

«Слуга государев» - фильм исключительно приключенческий: искать в нем нечто большее вряд ли стоит. Но в своем жанре фильм отрабатывает на все 100% и даже с лишним: сюжетная интрига закручена очень лихо, действие нигде не провисает.
Фильм наполнен эпизодами на любой вкус: тут вам и легкая эротика в красивых интерьерах, и дуэли, и придворные интриги, и жаркие схватки, и даже соколиная охота с иносказаниями.

В приключенческий сюжет превосходно встроены реальные исторические события и детали: крестьяне обсуждают бунт стрельцов, шляхта выступает против Петра, Карла XII перед Полтавской битвой ранят в ногу…

Отдельно хочется отметить, что каждая сторона в фильме говорит на своем языке: "под" закадровым переводом слышится французская, украинская, шведская речь - что придает действию дополнительную достоверность и создает "правильную" атмосферу.

Несмотря на «костюмность» эпохи, время было жестокое – и это тоже нашло отражение в фильме. Шведы жгут украинскую деревню и сталкиваются с женщинами-партизанами (всех мужиков забрали в рекруты), у Петра в лагере рубят головы шляхтичам. Впечатлительных особо проймёт эпизод с повешеньем, снятый с физиологическими подробностями.

Суровые будни – сладкий отдых. Кроме жестокостей и крови, в фильме довольно много обнаженной женской груди.

 

Есть, впрочем, и минусы в этом историческом фейерверке. Во-первых, герои в «Слуге государеве» временами потрясающе везучи: к примеру, палят по ним, плывущим в реке, десятка два шведов с берега – и все, как один, промахиваются! Но таких эпизодов в фильме – всего один-два, и они почти незаметны на общем положительном фоне.

Во-вторых, актёры на главных ролях лично мне показались не очень харизматичными и обаятельными. Играют все хорошо, но не создают таких героев, которые могли бы жить и вне рамок фильма. В итоге больше всех мне понравился царь Пётр в исполнении Андрея Сухова. Петр получился как раз таким, каким мог быть этот противоречивый правитель: прогрессивным и властным, простым в общении и жестким в обращении. Такого царя можно либо любить, либо ненавидеть, но ровно относиться к нему не получается. По фильму именно так и выходит: все герои либо поддерживают Петра, либо жаждут его прикончить – равнодушных нет.

 

В общем, «Слуга государев», несмотря на дурацкое название, - редкий образец современного российского кино, в отношении которого хочется, чтобы его было больше, а не меньше. Фильм сделан с любовью и большой тщательностью, и он полностью оправдывает все зрительские ожидания.

 

Де Брезе
Hosted by uCoz