Чип и Дейл
"Качели"
про природу любви
Поэт,
спутавший как-то окно с дверью, говорил, что
в мире есть три глупых, но великих деяния, достойных
быть воспетыми в стихах, – любить безответной любовью,
защищать осажденную крепость и дерзить Богу.
Сергей Лукьяненко, “Близится утро”
Макаров, боец элитного спецназа,
обожал Таню. Он не по-мужски пронзительно страдал и плакал, когда
Таня уходила от него к субтильному богемному тусовщику Корнилову.
Корнилов любил Таню и не мог без неё жить, но при ней стыдился своей
слабости и прогонял её. А когда она уходила, страдал и плакал,
потому что не мог без неё жить. У Тани с Макаровым была дочь
Леночка, которая переживала и тихонько плакала каждый раз, когда
мама уходила и бросала её и папу… А сверху на них смотрел Бог и
плакал.
В новой остросюжетной мелодраме
Антона Сиверса «Качели» есть где разгуляться глазу и чувствам.
Действие качелями летает от боевых операций и учений спецназа к
любовному тупику, от которого хочется упасть в волны и бессильно
хохотать. Блестящий саундтрек в виде вальса и «Сплина» задает жару,
обостряет драматический накал. Автоматы стрекочут, посуда бьётся –
качели взлётают всё выше, выше и выше…
Первое, что я подумал, увидев
Мерзликина и Миронову в паре в кадре – эти двое словно созданы друг
для друга. Без дураков, эта парочка прекрасных актёров выдает в
«Качелях» один из лучших любовных дуэтов последних лет.
Андрей Мерзликин, как и в
предыдущих фильмах, удивительно сочетает в своём герое внешнюю
непробиваемость и крутость и, одновременно, - ощущение ранимой
чувствительной души при взгляде на него.
Мария Миронова трогательно
смотрится в кепке и обладает роскошным сексуальнейшим голосом – за
такой сиреной я океаны бы переплыл. А как она играет в сценах со
слезами и отчаянием! Сердце рвётся и разлетается в куски!
Вообще актёрских ансамбль в
фильме весь великолепен, но, кроме главных, еще особенно хороши
Вячеслав Разбегаев и Ксения Раппопорт. Разбегаев воплотил Шакира –
командира спецназа, сурового и мужественного, который для Макарова
командир и настоящий друг. Раппопорт сыграла до ужаса изысканную и
интеллигентную преподавательницу балета, влюбленную в Макарова.
Застенчивая скованность и неловкость получились у неё на все сто.
В минусах – почти все боевые
сцены фильма. Поставлены они хорошо, хоть и без особой искры, но
постановщик этих сцен заметно переиграл в «Контру». Все эти штурмы
домов с террористами и беготня по железнодорожному полотну выглядят
чудовищной небывальщиной. Уж лучше бы Шакир с командой врывались в
подпольные цеха по производству наркотиков и валили там всех
сопротивляющихся – было бы понятней и достоверней.
Впрочем, боевые сцены – далеко
не главное в «Качелях», а суровую и рискованную работу Макарова они
и так превосходно отражают.
«Качели» - один из лучших
фильмов ‘вообще’ о природе любви. Не «про любовь», а «о природе
любви» - это не одно и то же. Он для меня стоит в одном ряду с
«Вечным сиянием чистого разума», «Странными днями» Кэтрин Бигелоу и
еще парочкой подобных необыкновенных картин.
«Невозможно понять, почему один
человек решает жить с другим человеком, - сказал Мейсон Вёрджер в
романе Томаса Харриса. – Это одна из тех вещей, что от нас сокрыты,
как говорится в Библии». В "Качелях" раскрывается любопытнейшая идея
о том, что помимо самой любви, на любовь влияет куча разнообразных
факторов, и прежде всего – психических.
Макаров и Таня – два
«спасателя»: их любовь накрепко связана с чувством защиты и опеки
другого человека от слабости и беспомощности. Мачо и самодостаточные
женщины им не нужны – но если где-то плохо значимому для них
человеку, это разжигает пламя спасительной любви.
Если принять, что любовь –
явление внесознательное (то есть от нас никак не зависит – просто
«нисходит» на нас, и всё тут!), то защита её от родственников,
бытовых проблем и особенностей собственной психики - одно из самых
значимых и достойных дел. Бороться за свою любовь против
невероятного количества противостоящих ей жизненных препятствий
равносильно попытке осуществить в мире чудо. Повторяя восклицание
импозантнейшего из пиратов Карибского моря: за такое и умереть не
жалко!
|