Бандиты
Казино Рояль
Охотники за разумом
Это проигрывать надо достойно,
а выигрывать можно как угодно.

Враг государства

"Ультиматум Борна" про героя-интроверта

 

 

Extreme ways are back again
Extreme places I didn't know
I broke everything new again
Everything that I'd owned.
Moby

 

Сюжетно новый Борн – галиматья невероятная, сплошные сюжетные натяжки и самоповторы. Единственный мало-мальски оригинальный ход (Борн был военным) замят лаконичной фразой и сданным значком.

Памела (не Андерсон) снова пытается понять мотивы беглеца, он снова ей звонит, чтобы узнать настоящее имя (см. «Превосходство Борна»). Снова злоупотребление властью со стороны спецслужб, из-за чего копающего своё прошлое шпиона стремятся убить (см. «Идентификация Борна»).

Но Борн, словно реальный и живой, проскальзывает сквозь дурной сюжет, как мимо объективов камер слежения, и делает собственный фильм. Там угрюмых мужиков в «Адидасах» бьют спиной о ступеньки, книжками по голове и душат полотенцем. А потом Борн устало сидит в загаженной квартирке, а девушка, похожая на Франку Потенте, прикладывает к его распухшим, покрасневшим от ударов рукам мокрую ткань.

Джейсона Борна создал Даг Лиман, сняв в этой роли убедительного Мэтта Деймона – который куда больше умница Хантинг и талантливый мистер Рипли, чем шпион-супергерой. Его главное достоинство – простота и такая скромная естественность умного парня из толпы. Борна не волнует его внешность, в нем нет понтов и пафоса – даже острит он поступками, а не словами (взять хотя бы эпизод с парнем в капюшоне на остановке из «Ультиматума»). Наконец, он интеллигентен: и нечто невероятное происходит каждый раз, когда он заламывает и гнёт очередного полицейского или гэбэшника. В противовес вечному разделению на умных и красивых сильных Борн одинаково ловко применяет и пистолет, и мозг. Такой человек как раз и может делать настоящее дело (если бы оно у него было).

Даг Лиман создал Борна – а Гринграсс его испортил. И если в «Превосходстве» у Джейсона ещё была какая-то убедительная мотивация (узнать про чёрное крыло его личности), то в «Ультиматуме» ему уже очевидно тесно и скучно.

Единственной его отрадой становится экшен: прыжки с чужим бельем по испанским крышам, невероятная езда на мотоцикле по ступеням и даже стенам – и, наконец, сумасшедший авто-кегельбан!

Тот кегельбан с «Волгой» и «Геленвагеном», что был в «Превосходстве», в третьем фильме превзойден неоднократно. Автомобильная часть «Ультиматума» хороша до визгу. Крутые тачки летают и кувыркаются не легковесно, как в компьютерных боевиках, а харкордно, с воем и скрежетом, звоном стёкол и треском разрываемого металла. Автопоединка с финальной аварией, подобного тому, что в «Ультиматуме», я не видел давно – и ни разу не чувствовал такой вовлеченности в погоню, сопереживания.

Третий фильм про Борна хорош только экшеном – это, увы, правда. Но сам Борн (это редкий случай) ценен куда больше, чем любая из картин про него. Ускользая от полицейских и разведчиков, он точно так же ускользает от раскрытия своего характера, мотивов, переживаний и прочей психологии. Герой-интроверт – извечный враг любой системы, потому что согласен существовать только наравне с ней, но не внутри, встроенным в неё.

Поэтому даже в неудачных фильмах про Борна мне видится совершенное раскрытие темы свободы выбора и воли – той самой свободы «бросить все за 30 секунд, если почувствуешь опасность», о которой говорилось в «Схватке», и которая собой сопровождает любой побег. Поэтому перед неизменным Moby в финале я спокоен за Борна, кажется, таки поймавшего пулю: даже подстреленный, он волен выбирать свои extreme ways.

 

Борн
Hosted by uCoz