Враг государства
"Ультиматум
Борна" про героя-интроверта
Extreme ways are back again
Extreme places I didn't know
I broke everything new again
Everything that I'd owned.
Moby
Сюжетно новый Борн – галиматья
невероятная, сплошные сюжетные натяжки и самоповторы. Единственный
мало-мальски оригинальный ход (Борн был военным) замят лаконичной
фразой и сданным значком.
Памела (не Андерсон) снова
пытается понять мотивы беглеца, он снова ей звонит, чтобы узнать
настоящее имя (см. «Превосходство Борна»). Снова злоупотребление
властью со стороны спецслужб, из-за чего копающего своё прошлое
шпиона стремятся убить (см. «Идентификация Борна»).
Но Борн, словно реальный и
живой, проскальзывает сквозь дурной сюжет, как мимо объективов камер
слежения, и делает собственный фильм. Там угрюмых мужиков в «Адидасах»
бьют спиной о ступеньки, книжками по голове и душат полотенцем. А
потом Борн устало сидит в загаженной квартирке, а девушка, похожая
на Франку Потенте, прикладывает к его распухшим, покрасневшим от
ударов рукам мокрую ткань.
Джейсона Борна создал Даг Лиман,
сняв в этой роли убедительного Мэтта Деймона – который куда больше
умница Хантинг и талантливый мистер Рипли, чем шпион-супергерой. Его
главное достоинство – простота и такая скромная естественность
умного парня из толпы. Борна не волнует его внешность, в нем нет
понтов и пафоса – даже острит он поступками, а не словами (взять
хотя бы эпизод с парнем в капюшоне на остановке из «Ультиматума»).
Наконец, он интеллигентен: и нечто невероятное происходит каждый
раз, когда он заламывает и гнёт очередного полицейского или
гэбэшника. В противовес вечному разделению на умных и красивых
сильных Борн одинаково ловко применяет и пистолет, и мозг. Такой
человек как раз и может делать настоящее дело (если бы оно у него
было).
Даг Лиман создал Борна – а
Гринграсс его испортил. И если в «Превосходстве» у Джейсона ещё была
какая-то убедительная мотивация (узнать про чёрное крыло его
личности), то в «Ультиматуме» ему уже очевидно тесно и скучно.
Единственной его отрадой
становится экшен: прыжки с чужим бельем по испанским крышам,
невероятная езда на мотоцикле по ступеням и даже стенам – и,
наконец, сумасшедший авто-кегельбан!
Тот кегельбан с «Волгой» и «Геленвагеном»,
что был в «Превосходстве», в третьем фильме превзойден неоднократно.
Автомобильная часть «Ультиматума» хороша до визгу. Крутые тачки
летают и кувыркаются не легковесно, как в компьютерных боевиках, а
харкордно, с воем и скрежетом, звоном стёкол и треском разрываемого
металла. Автопоединка с финальной аварией, подобного тому, что в
«Ультиматуме», я не видел давно – и ни разу не чувствовал такой
вовлеченности в погоню, сопереживания.
Третий фильм про Борна хорош
только экшеном – это, увы, правда. Но сам Борн (это редкий случай)
ценен куда больше, чем любая из картин про него. Ускользая от
полицейских и разведчиков, он точно так же ускользает от раскрытия
своего характера, мотивов, переживаний и прочей психологии.
Герой-интроверт – извечный враг любой системы, потому что согласен
существовать только наравне с ней, но не внутри, встроенным в неё.
Поэтому даже в неудачных фильмах
про Борна мне видится совершенное раскрытие темы свободы выбора и
воли – той самой свободы «бросить все за 30 секунд, если
почувствуешь опасность», о которой говорилось в «Схватке», и которая
собой сопровождает любой побег. Поэтому перед неизменным Moby в
финале я спокоен за Борна, кажется, таки поймавшего пулю: даже
подстреленный, он волен выбирать свои extreme ways.
|