Пираты Карибского моря 3
Кинг Конг
Телепорт
Первый человек, бросивший ругательство вместо камня
был творцом цивилизации /Зигмунд Фрейд/

Тьма человечества

"10 000 лет до н.э." - красивейший эпик Эммериха про первобытность

 

 

А ну отдай мой каменный топор!
И шкур моих набедренных не тронь!
Молчи, не вижу я тебя в упор, -
Сиди вон и поддерживай огонь!
...
Старейшины сейчас придут ко мне, -
Смотри еще - не выйди голой к ним!
Век каменный - и не достать камней, -
Мне стыдно перед племенем моим!

В.Высоцкий
 

Красивейший новый фильм Ролана Эммериха про epic journey во времена тьмы, не успел он выйти, тут же растерзали с одинаковой саблезубостью критики и зрители. «10 000 лет до н.э.» ругают буквально за всё – утомительно перечислять. Кажется, все без исключения вислоухие лохи моментально сделались знатоками древней истории и не переминули авторитетно указать Эммериху на то, что мамонты на самом деле не строили египетские пирамиды.

В своё время Пелевин писал про критиков, которые начинают «швыряться калом из своих ям», едва заметят ощутимую слабину в любом творении. Всё Интернет-сообщество, пишущее и читающее, с выходом фильма Эммериха уподобилось пелевинским «калометателям».

На самом деле фильм вполне хорош. Он достаточно стерильный и чересчур детский, пожалуй, чтобы его можно было воспринимать всерьёз, но разнообразных идей и интересностей в «10 000 лет до н.э.» целый ворох! Из всех фильмов Эммериха, что я видел, пожалуй, только «Годзилла» настолько же хороша, и «Универсальный солдат» - но последний всё же несколько из другой весовой категории. Я вообще считаю себя поклонником Эммериха как режиссера за то, что он, как и Майкл Бэй, - один из главных визионеров современного кино, и не боится высказывать наивные смелые идеи насчет человечества.
 

Итак, легенда про времена тьмы. На небольшой поселок охотников на мамонтов нападают всадники и уводят половину жителей в рабство. Среди захваченных – девушка с удивительными для этих мест голубыми глазами, в которую влюблен охотник Д’Лех – сын бывшего, ушедшего из племени вождя. С крошечным отрядом из трех человек Д’Лех отправляется за своей любимой на край света, в таинственный город пирамид, путь в который лежит через чужие и полные опасностей земли.
 

Явно приукрасив и самих древних людей, и их одежду и быт, Эммерих сделал какой-то необыкновенно красивый и экзотичный фильм. Вся картина выдержана преимущественно в двойной цветовой гамме – песочно-желтых цветах степей, пирамид и пустынь и сине-стальных цветах сумерек, скал и рек. Мамонты прекрасны и величественны, корабли и древние города удивительны, словно в первый раз, а синеглазая красавица по имени Эволетт (Камилла Белль) так хороша, что хоть на край света за ней (а потом – с ней).

Дело, конечно, не в красотах, точнее – не только в них. Эммерих всегда был гуманистом, а в «10 000 лет до н.э.» - особенно и как-то воодушевляющее смело. Придумав альтернативную историю про создание египетских пирамид эвакуированными с потонувшей Атлантиды царями, явившимися чуть ли не со звёзд, режиссер фактически предположил, что всякое порабощение и «война без особых причин» изначально чуждо человеческой природе.

Племена охотников у Эммериха живут свободно и мирно, и всё, что им нужно, в общем, – чтобы в их долины забредали время от времени мамонты. Сражаются они исключительно в целях охоты и за любовь, а всякое насилие над свободой (людей и мамонтов) в фильме исходит от царей-«пришельцев», строящих непонятные пирамиды. Вы знаете хоть одного современного художника от истории и культуры, способного высказать настолько смелую гуманистическую идею?

Но и это не самое главное.

Может быть, критики (из разряда любителей попкорна) так невзлюбили новый фильм Эммериха потому, что в нём, как в зеркале, отражается история человеческого рода и, понемножку, - все мы. Человек дешифрует ДНК, расщепляет атомы и выходит в открытый космос, но последние двенадцать тысяч лет всё, что ему нужно, в сущности, - это женщина в жилище на мехах, мамонт (читай - супермаркет) поблизости, да возможность смотаться иногда в тёплые края, к пескам и пирамидам. Лишь единицы, вроде Ролана Эммериха да упомянутого в фильме вскользь отца Д’Леха, «желают странного», начиная духовный поиск – и уходят от действительности прочь: за Великие горы, во времена тьмы…

Давность
Hosted by uCoz